НОВОСТИ

17.01.2008  

Уроки для принцесс

Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Перефразируя эту поговорку применительно к женскому аспекту, можно сказать: плоха та принцесса, которая не мечтает стать королевой. Или, говоря сегодняшним языком, - успешной деловой женщиной, хорошей хозяйкой, любимой супругой и любящей матерью, то есть эталонным воплощением мечты каждой девчонки.

Но если у томских мальчишек с появлением кадетского корпуса возможность "податься" в потенциальные генералы приобрела вполне осязаемые черты, то с женской половиной областного народонаселения (как известно, лучшей!) имелась маленькая закавыка: учебных заведений для будущих королев в Томске не существовало. Это было вопиющей несправедливостью, ущемлением прав по гендерному (половому) признаку. Открытие Мариинской женской гимназии, состоявшееся в сентябре 2007-го, положило конец неравенству. Стартовые образовательные возможности "генералов" и "королев" стали одинаковыми.

…Ну что сказать? Впечатление ошеломляющее. Супер! Элита! Прелесть! Сплошные восклицательные знаки. А слов, как у Эллочки Людоедки - пшик. Чтобы читателю было понятно: подобные творческие муки терзали автора после посещения женской гимназии. Наблюдения никак не укладывались в лексическую оболочку, они были сильнее, шире, глубже словарного запаса. Ну, право, как передать исходящие от семилетней пигалицы чувство собственного достоинства, смесь кокетства и благородства? Особую девчачью ауру можно осязать на уровне интуиции, внутреннего духовного созвучия, а вербализовать, упаковать в словарный фантик – увы. Эта кроха по имени Яна так и стоит перед глазами: задорные косички, вздернутый носик, карие глаза в обрамлении пушистых ресниц. На традиционной ежедневной гимназической процедуре с названием "Свободный микрофон", когда девочки в перерыве между уроками собираются вместе с преподавателями в общем зале, чтобы поделиться тем, что радует, волнует, беспокоит, - так вот, на такой процедуре, свидетелями которой мы стали, директор гимназии Любовь Олисова по-матерински душевно поговорила с барышнями, посоветовала им ни на кого не сердиться и не обижаться, а потом спросила: есть ли у кого-нибудь новости? В эту минуту из рядов первоклашек и раздалось: "Есть, сегодня у Яны день рождения". Грациозная девчушка с манерами леди вышла на середину зала и, потупив взор, внимательно выслушала добрые пожелания. Она была очаровательна. Как, впрочем, и все ученицы. Одетые в гимназическую форму, одинаковую по фасону, но разную по цвету для каждого класса – брючки (или юбочка), жакет, кофточка, туфельки на маленьком каблучке (в праздники гардероб дополняется шляпкой и белыми перчатками), они несли на себе печать избранности, элитарности. Не только внешней. Но прежде всего внутренней, духовной.

А теперь от эмоций перейдем к фактам. В Мариинской женской гимназии, разместившейся в двух корпусах бывшего интерната номер шесть на улице Мичурина, учатся 80 девочек. Четыре класса – первый, пятый, шестой и седьмой. Учредитель – департамент общего образования во главе с Леонидом Глоком. Гимназистки приехали из разных районов области, многие – из неполных, опекунских и многодетных семей. Никакого тестирования им не устраивали, зачисление велось по формальным признакам: здоровье и семья. Плюс желание. Последний фактор не случайный – образовательная нагрузка, базирующаяся на развивающих программах, достаточно серьезная. Только представьте себе: помимо обязательных предметов, которые девочки "грызут", как все школяры в обычных учебных заведениях, им приходится усваивать массу дополнительных, но тоже обязательных дисциплин – по крайней мере, за весь цикл обучения в гимназии они должны освоить полный "букет" предлагаемых курсов. Очень, кстати, разнообразных и специфических. Условно структурированных по тематическим разделам: "Будущая жена, хозяйка", "Будущая мать", "Деловая женщина", "Любящая дочь". Если конкретизировать, то дух захватывает (от зависти). Девочкам прививают навыки ухода за своей внешностью, учат делать прическу, накладывать макияж, преподают азы этикета, хореографии, вокала, рисунка, делового стиля, помогают правильно оценивать собственные возможности, ставить реальные цели, презентовать себя, не теряться в условиях бизнес-конкуренции, быть корректными по отношению к старшим и так далее, так далее. Одним словом, из золушек здесь воспитывают принцесс - потенциальных королев. Гармонически развитых. Эрудированных, интеллектуальных, успешных. Обязательно владеющих двумя иностранными языками. По желанию – третьим. В программе есть экзотические, с точки зрения рядового школьника, дисциплины. Например, парикмахерское дело. Или фехтование. Верховая езда. Вождение автомобиля… Эти девчушки, став дамами, не будут испытывать типичной досады взрослых дяденек и тетенек по поводу упущенного в детстве ("как жаль, что не смог овладеть английским, не научился играть на музыкальном инструменте и ни черта не знаю об истории религии!"). У них есть все возможности для духовного, интеллектуального и физического развития.

В семь утра подъем. Зарядка. Уроки с перерывом на "Свободный микрофон". После обеда – выполнение домашнего задания и занятия по программе дополнительного образования. Вечером – "Рефлексивная свеча": помирились, подружились, выяснили отношения и, умиротворенные, отправились спать. Раз в неделю - бассейн. Шесть раз в день – питание. Если взгрустнется без мамы (с родителями удается видеться только в выходные или на каникулах), есть "жилетки", в которые можно поплакаться, - директор, классная дама, психолог, социальный педагог, ночной воспитатель - все добрые, отзывчивые, прошедшие тщательный отбор для работы в столь специфическом учебном заведении. Хотя грустить, откровенно говоря, некогда: время расписано по минутам. Бытовые условия – почти шикарные (настолько, насколько их можно было обеспечить в старом, аврально отремонтированном здании). У каждого класса – своя "квартира", включающая несколько комнат на двух-трех-четырех человек, душевую со всеми приличествующими настоящим дамам гигиеническими приспособлениями, общий зал для совместных посиделок. Полы устланы коврами, подоконники утопают в цветах, а на каждой кровати угнездились любимые мягкие игрушки. Девчонки, они ведь и в гимназии девчонки.

Последний тезис наводит на мысль о взаимоотношениях полов. Как же с мальчишками-то? Все-таки шестой, седьмой классы – время первых влюбленностей. Тут тоже оказалась своя специфика. Вот есть Мариинская гимназия. И есть кадетский корпус. Два элитных учебных заведения, каждое с красивым отборным "контингентом", в силу парадных причин (губернаторский бал, кадетская присяга) начали сотрудничать. Совместные танцевальные репетиции – готовили не какую-нибудь примитивную дребедень, а классические гавот и мазурку, военная выправка юношей, стройные станы девушек, облаченные в воздушные бальные платья, романтический флер, стеснительность, взаимные симпатии… В общем, стали дружить домами. С некоторым оттенком соревновательности: кто лучше? Вручила, например, председатель попечительского совета гимназии, самая статусная женщина Томской области Оксана Козловская (а кто еще может быть председателем совета первой в городе женской гимназии?!) от имени губернатора чек на 150 тысяч рублей, так девочки решили купить на них музыкальные инструменты. У кадетов – барабанщики, у гимназисток - собственный ансамбль! А в выигрыше город. Потому что очаровательные девчушки с хорошими манерами и бравые ребята в строгой форме – украшение любого официального мероприятия. Да и траектория роста у тех и других завидная: только вверх, только вперед – в генералы и королевы.

Кстати

Мариинские женские гимназии существовали в России до революции и назывались так в честь императрицы Марии Александровны. В Томске подобная гимназия была учреждена в 1863 году на проценты с капитала, пожертвованного купцом Поповым.

Так что современное открытие Мариинской женской гимназии – это возрождение хорошо забытого старого.

Автор: Татьяна Винарская.
Фото: Алексей Смирнов.


Новости кадетских корпусов

Новости Фонда

Анонсы

Новости конкурса "Добро творим вместе"