НОВОСТИ
07.02.2008
Совет отцовНа родительских собраниях в детском саду и школе мне даже в голову не приходило удивляться тому, что в подавляющем большинстве случаев на них полностью отсутствуют мужчины. Изредка можно было увидеть забившегося в уголок папу, замещающего отсутствующую жену, или скучающую особь мужского пола, свою супругу сопровождающего. Папа-активист в школе – такая же редкость, как летающая тарелка. То есть кто-то их видел, но не все верят, что они существуют. Существуют – подтверждаю как очевидец. Довелось увидеть не одного, не двух, а добрых полсотни отцов, которые не только своими отпрысками активно интересуются, но и на родительские собрания ходят, и даже на родительские конференции.. Районная родительская конференция "Проблема "мужского" воспитания в семье и школе" проходила в гимназии № 168. Собираясь на мероприятие, была уверена, что будет там, дай бог, десяток мужчин, из которых половина педагоги. Ошиблась. Опоздав минут на пять, еле нашла свободное место. Актовый зал был полон мужчинами разных возрастов, комплекции и внешнего вида. Женщин было мало и, что интересно, в основном в президиуме собрания: директор гимназии Светлана Лебедева, начальник отдела образования Центрального района Ирина Асланян, научный сотрудник Института образования взрослых Российской академии образования Нина Букина. Последняя поделилась с собравшимися научными данными о семейном воспитании и роли отца в этом процессе: – Мать – это любовь безусловная, отец, по сути, представитель общества в семье – общества, ставящего условия и вводящего ограничения. Когда отца нет, женщине приходится нести непосильную ношу: нельзя воспитывать ребенка, не предъявляя к нему требований, но и лишать его безусловной материнской любви тоже нельзя. Совместить же это сложно. По мнению доцента кафедры истории педагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного образования Александра Шевелева, "семья стремительно меняется. В ХХ веке произошел переход от авторитарной семьи к детоцентристской, а сейчас идет переход к семье партнерской. Эти изменения неизбежно затрагивают и школу". Свой рассказ об особенностях воспитания настоящего мужчины в кадетских корпусах и мужских гимназиях, чей опыт можно было бы использовать и в современной системе образования, Александр Шевелев завершил неожиданным и дискуссионым: – Идеально было бы разделить учащихся! Интересно, что мужской зал на это заявление отреагировал одобрительными аплодисментами. И активно включился в дискуссию. Глава семьи – обязательно ли всегда мужчина? Обязан ли отец быть строгим или нет? Должны ли оба родителя участвовать в школьной жизни? – Я раньше школьными делами не занимался, – поделился опытом один из присутствующих. – И считал это вполне нормальным. Я работаю, с детьми общаюсь дома, и все вроде правильно. Но потом жизнь так повернулась, что пришлось мне этими делами заняться. Ходить на родительские собрания, вникать в школьные проблемы... И я все увидел с другой стороны и понял, что я и детей-то своих толком не знал. – Участие мужчины в воспитании ребенка – как мальчика, так и девочки – это очень важно, – говорила Ирина Асланян. – К сожалению, в школе мужчин мало, и дело тут не только в зарплате, ведь исход педагогов-мужчин не за один день произошел... Сейчас ситуация все же улучшается. У нас в районе, например, 25% директоров школ – мужчины. И это радует. И то, что сегодня на нашу конференцию пришли столько отцов, тоже показатель. Опыт общения с родителями у районного отдела образования большой. Еще в 2006 году организовали районное родительское собрание. На регулярные встречи от каждой школы приходят родители – представители всех 48 общеобразовательных учреждений района. В этом году к работе подключатся и папы-мамы дошколят. На таких собраниях родители имеют возможность и напрямую пообщаться с районными руководителями, и проблемы обсудить, и опытом поделиться, и послушать выступления ученых, специалистов из различных сфер. В прошлом году присутствовавшие на родительском собрании мужчины предложили создать совет отцов, точнее, мужской совет, так как среди его участников не только отцы, но и опекуны, дедушки, старшие братья. – Честно говоря, когда первый раз их собирали, сами не предполагали, какой это вызовет интерес, – улыбается Ирина Асланян. – Мужчин пришло много, слушали внимательно, обсуждали, по окончании еще два часа не расходились, вопросы задавали. Сейчас мы хотим такую форму работы предложить развивать в школах. Совет отцов в школе мог бы заниматься, например, трудными подростками, многим из которых как раз не хватает мужского влияния. Покидая мужское собрание, задумалась. Может, наши мужчины школьными делами не занимаются не потому, что им не интересна жизнь их детей, а потому, что мы, женщины, просто не даем им возможности этот интерес проявить? Обвиняя мужей в том, что "до ребенка дела нет, только о работе да футболе думаешь", наверное, стоит задуматься, сколько раз мы сами ставили их на место "не суйся, сами разберемся", давая понять, что дело мужчины – только деньги зарабатывать. И забиваются они на школьном собрании в уголок, потому что вставить слово в активный эмоциональный женский диалог им не представляется возможным... Может быть, если уж не раздельное обучение, так раздельное обсуждение этого обучения – идея неплохая? Мужчины между собой легче договорятся, и решения примут без лишних эмоций, и чувствовать себя "инопланетянами" не будут. А для этого в каждом классе хотя бы раз в год надо бы устраивать мужское родительское собрание, на которое мамы не допускаются". Дина АЛЕКСАНДРОВА ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА | |