НОВОСТИ

11.11.2008  

Почем душа кадета?

"Современное российское образование должно формировать гражданина, осознающего связь с культурой и историей своей страны", — заявил председатель Комиссии Общественной палаты по сохранению духовного наследия митрополит Калужский и Боровский Климент, открывая 11 ноября круглый стол, посвященный проблемам развития кадетского образования в России.

Владыка заметил, что "именно кадетство известно тем, что, помимо формирования знаний, делает упор на духовно-нравственное воспитание молодого поколения". "Кроме того, — напомнил митрополит Климент, — кадетские школы помогают социализации детей-сирот и детей из неблагополучных семей, что особенно важно, учитывая российскую специфику".

"Проблема воспитания мальчика в российской, часто неполной, семье встает в полный рост, ведь и в школе вокруг ребенка в основном женщины", — полагает член Общественной палаты Елена Зелинская. По ее мнению, в кадетских заведениях мальчик оказывается в мужской компании и учится мужскому взгляду на мир, что поможет ему в будущем.

По данным Фонда содействия кадетским корпусам им. А. Йордана, в кадетских учебных заведениях России сегодня обучаются 26 тысяч воспитанников, 60% из которых – дети из неполных, малообеспеченных, многодетных и неблагополучных семей, а также дети-сироты.

Еще в 1992 году в системе Минобразования была всего одна кадетская школа, в нынешнем году их уже 80. Минобороны принадлежит 9 кадетских корпусов, 12 суворовских военных училищ и одно нахимовское военно-морское. Кроме того, тремя кадетскими корпусами руководит МВД и еще одним – ФСБ.

По утверждению генерального директора Фонда им. А. Йордана Ольги Барковец, 50% выпускников кадетских заведений успешно поступают на бюджетные отделения гражданских вузов, а еще 38% — в военные академии. Мода на кадетство вывела эту уникальную форму образования и воспитания в массовый тираж: общеобразовательные школы открывают кадетские классы, ученики которых, впрочем, отличаются от сверстников лишь формой одежды. "Многое, что мы видим в подобных кадетских классах, является пародией, шаржем на подлинное кадетство, — возмущается Ольга Барковец. – Для того чтобы воспитать кадета, недостаточно нарядить его в форму".

Псевдокадетство развивается в России по причине отсутствия нормативно-правовой базы, которая определяла бы требования к уровню подготовки выпускников, нормативы финансирования и материально-технического финансирования кадетских школ. Кроме того, для решения кадровой проблемы необходимо юридически закрепить статус "офицер-воспитатель" и вести переподготовку офицеров запаса. Сегодня в кадетских школах работают бывшие военные, не знающие элементарных правил работы с детьми.

Комплексное решение проблем кадетства невозможно без принятия федеральной программы развития кадетского образования в России, убеждены в Фонде им. А. Йордана. Там же предлагают создать в Минобразования специальное подразделение, которое будет курировать кадетские школы и корпуса.

Замминистра образования и науки России Исаак Калина высказался категорически против новых штатных единиц в своем ведомстве, напомнив, что кадетами занимается целый ряд министерств. "Система управления должна быть межведомственной и состоять из представителей т. н. ведомств-социальных партнеров кадетских корпусов и школ. Это будет намного эффективнее", — уверен Калина.

Замминистра подчеркнул, что к управлению работой нужно привлекать как можно больше общественности, поскольку "у нас подушевое финансирование образования, и общество имеет право знать, почему на воспитанника кадетской школы Петрова выделяется больше денег, чем на ученика общеобразовательной Сидорова". В этой связи Исаак Калина подчеркнул важность жесткого отбора в кадетские учебные заведения, чтобы повышенные расходы окупались в будущем.

Кроме того, Калина предложил создавать колледжи при кадетских школах-интернатах, чтобы их выпускники выходили в мир, владея профессиями.

Замминистра также подчеркнул, что не видит смысла в особом положении кадетских образовательных учреждений, когда речь идет о нацпроекте "Образование". Сегодня кадетские школы участвуют в конкурсах на финансирование на общих основаниях, что, по мнению чиновника, вполне справедливо. "Если мы хотим устроить отдельный забег для кадетских корпусов, значит, боимся бежать рядом с остальными", — подвел итог Калина, добавив, что если кадетские школы недовольны количеством полученного финансирования в рамках нацпроекта, то должны обратить внимание на свои результаты.

Пресс-служба Общественной палаты


Новости кадетских корпусов

Новости Фонда

Анонсы

Новости конкурса "Добро творим вместе"