НОВОСТИ

26.01.2009  

А.А.Селезнев. «Молодые патриоты – будущее России».

С целью дальнейшего развития и повышения эффективности кадетского образования в Федеральном институте развития образования Министерства образования и науки РФ создана Лаборатория кадетского образования. Заведующий лабораторией кадетского образования ФИРО Министерства образования и науки РФ - кандидат политических наук, доцент Александр Александрович Селезнёв.

Фонд содействия кадетским корпусам им. Алексея Йордана желает больших успехов Лаборатории кадетского образования и продолжения плодотворного сотрудничества.

Представляем вниманию присланную в редакцию журнала "Российская кадетская перекличка" статью А.А.Селезнева "Молодые патриоты – будущее России".

Молодые патриоты - будущее России

Кадеты в старину сражались
За честь и славу всей земли
И нам их правила остались,
Любить Россию рождены…!
(Гимн Кадет)

        Уже 17 лет в современной России существует система кадетского образования. Уникальная образовательная технология – "кадетский компонент" - позволяет достигать результатов, которые пока не доступны общеобразовательной системе. На фоне горячего обсуждения национальных проектов, призванных, в том числе, модернизировать систему образования и решить проблему патриотического воспитания, до сих пор не принято решение о внесении поправок в закон "Об образовании", в котором нет даже упоминания о кадетах. Следствие этого – отсутствие государственной поддержки в решении финансовых и кадровых проблем – препятствует развитию образовательной системы, которая могла бы дать ответы на многие вопросы в воспитании и образовании современной российской молодежи.
        С целью дальнейшего развития и повышения эффективности кадетского образования, укрепления позитивных тенденций, наметившихся в этой сфере, в Федеральном институте развития образования Министерства образования и науки РФ создана Лаборатория кадетского образования. Мы надеемся на плодотворное сотрудничество ФИРО со всеми кадетскими учреждениями во благо реализации общих задач, которые без преувеличения имеют общегосударственное, общероссийское значение.
        В начале 90-х, когда российское общество остро нуждалось в восстановлении духовных и интеллектуальных ценностей, возрождение кадетского образования стало ответом на "социальный заказ". Ведь кадетские корпуса (КК) – это не только система образования, но и система воспитания. Князь Константин Константинович в 1911 году описал "кадетский компонент" (составляющая в образовательной программе, которая отличает кадетские образовательные учреждения от общеобразовательных) так: военная подготовка, спорт, два языка, этика и эстетика, танцы, этикет общения, духовное воспитание. Без этого, как считали разработчики системы кадетского образования в России, действовавшей до 1917 года, формирование полноценной личности невозможно.
        И сегодня приоритетами кадетского образование являются воспитание личности, создание среды, насыщенной общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, религии, традициями КК. Кадетские корпуса – это не специализированные военные школы, а школы для подготовки высокообразованных граждан, которые могут выбрать как военное поприще, так и любую другую службу на благо государства и общества.
        Важно, что элитарное образование, которое дают КК, является доступным для молодых людей из социально необеспеченных слоев. Кадетские корпуса решают важные задачи по воспитанию и образованию детей-сирот, детей из малообеспеченных семей и детей, оставшихся без попечения родителей.
        Первое кадетское образовательное учреждение в современной России появилось в 1992 году в Новочеркасске, через 10 лет их стало более 40-ка. Сегодня, в почти 100 кадетских образовательных учреждениях обучается около 21 тыс. кадет.
        Востребованность кадетского образования огромна. На одно место во многих кадетских школах или интернатах претендуют в среднем 5-7 человек – сопоставимо с ВУЗами, а в некоторых даже до 30 ребят, как например, в Московском Казачьем Кадетском Корпусе. Показатели эффективности обучения, демонстрируемые КК, не досягаемы для большинства общеобразовательных учреждений. По данным Фонда Содействия Кадетским Корпусам им. Алексея Йордана, 92% выпускников КК поступают в вузы (из них более 50% - в военные учебные заведения). За время своего существования в современной России кадетские корпуса, хотя и созданные с упором на военизированный уклад жизни, накопили положительный опыт в разрешении такой актуальной для России проблемы, как дедовщины.
        Несмотря на такую востребованность и эффективность, в России отсутствует государственная концепция кадетского образования, равно как ощущается недостаток законодательной базы.
        Помимо законодательной, перед кадетским образованием стоит проблема отсутствия единого управления и единых стандартов обучения. В состав "кадетского компонента" каждый регион включает разные дисциплины, нет единого подхода к формированию учебной программы.
        Еще одна острая проблема кадетского образования – финансово-экономическое и кадровое обеспечение.
        В КК не хватает квалифицированных кадров, особенно с педагогическим образованием. "Направление в кадетские корпуса выслуживших офицеров "по остаточному принципу" ничего не даст, - уверен Алексей Шишков, член Совета Федерации, первый заместитель председателя Международной ассоциации "Кадетское братство". - Энтузиасты из числа офицеров запаса - честь им и хвала - это не система, а самодеятельность. Система подготовки офицеров-воспитателей должна быть дополнена государственными льготами. Повышенные оклады, внеочередные воинские звания, льготы по режиму работы…".
        "Кадетский компонент" способен помочь обществу в решении его проблем. Чтобы решить проблему кадетского образования, необходима единая государственная политика.
        В Российской Федерации кадетские школы и корпуса начали активно создаваться после Распоряжения Президента РФ от 9 апреля 1997 года № 118-РП "О создании общеобразовательных учреждений - кадетских школ (школ-интернатов)", имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
        Опыт кадетских образовательных учреждений- лауреатов приоритетного национального проекта "Образование", куда вошли ведущие кадетские образовательные учреждения из Москвы, Чебоксар, Иркутска, Тамбова, Бийска, Рубцовска, Ачинска, демонстрирует позитивные тенденции в развитии кадетского образования в Российской Федерации.
        Учебно-материальная база большинства кадетских корпусов располагает современными учебными аудиториями, оборудованными компьютерной, аудио и видеотехникой, а также различными учебными приборами. В каждом учреждении имеются один или несколько современных компьютерных кабинета, В Преображенском корпусе в частности, один из трёх таких кабинетов работает в системе Лего-технологий. В крупнейших кадетских школах, таких как Московский Преображенский корпус, Тамбовский кадетский корпус имеются актовые залы на 200 мест, а также танцевальный и спортивный залы, спортивные площадки, тренажерный зал, стрелковый тир, библиотека, столярные мастерские, конюшня. Открыты военно-исторические музеи. Последнее характерно для всех кадетских учреждений.
        Как позитивную тенденцию в развитии кадетских учреждений можно отметить растущий качественный уровень преподавательско-воспитательного состава. Так, в Тамбовском кадетском корпусе работает 61 педагог, в том числе 5 кандидатов педагогических наук, 2 Заслуженных учителя Российской Федерации, 4 Отличника народного просвещения.
        Позитивной тенденцией также является и растущий приток учащихся в учреждения кадетского образования. Так, в Ачинском кадетском корпусе число учащихся с момента создания в 2002 г. Увеличилось с 275 до 523 человек на сегодняшний день, в Кадетской школе г.Бийска рост числа кадетских классов выросло с 1 в первом году (1998) до 26 на сегодняшний день, а общее число учащихся достигло 542. Достаточно выросла численность и у других ведущих кадетских учреждений: Тамбовский кадетский корпус- 435 учеников, Преображенский кадетский корпус-216.
        Среди безусловно позитивных тенденций следует отметить растущие контакты кадетских школ с российскими вузами. Так, Тамбовский кадетский корпус сотрудничает с четырьмя военными вузами, двумя воинскими частями, Межрегиональной ассоциацией дополнительного образования города Санкт-Петербурга и 10 организациями дополнительного образования города Тамбова.
         Кадетские образовательные учреждения показывают высокую эффективность в вопросах обучения и воспитания детей и юношества. Кадетские корпуса реализуют программы основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования, углубленного изучения предметов: иностранные языки (английский, немецкий), военная подготовка (основы военной службы, строевая подготовка, уставы), мировая художественная культура, физическая культура. Во всех перечисленных корпусах также работают кружки, где проводятся дополнительные занятия.
        Для повышения эффективности обучения в некоторых кадетских учреждениях, как в "Кадетской школе" г.Бийска внедряется соответствующая "Программа дополнительного образования по кадетскому компоненту". В программе представлен широкий выбор предметов кадетского компонента: топография, пожарное дело, туризм, строевая подготовка, рукопашный бой, огневая подготовка и т.д. В рамках программы предметов кадетского компонента преподаются: рукопашный бой, военно-прикладная физкультура, огневая подготовка. Тем самым удовлетворяется социальный запрос родителей всего города по профессиональной ориентации учащихся в военно-техническом, военно-спортивном направлении, гражданской обороны и МЧС. Изучение этих предметов в 5-11 классах позволяет нашим учащимся вот уже на протяжении трех выпусков успешно поступать в военные училища и ВУЗы страны и благополучно адаптироваться с самых первых дней обучения.
        Большинство кадетских корпусов показывает высокие положительные результаты в подготовке воспитанников что выражается в следующих данных:         Например, в Тамбовском кадетском корпусе 93% выпускников поступают в Высшие учебные заведения России, из них 76% в военно-учебные заведения России. Это самый высокий процент среди кадетских образовательных учреждений Российской Федерации. В ноябре этого года корпус объявлен "Лучшая школа России - 2007". Кадетский корпус награжден Министерством образования и науки РФ знаком "За активную работу по патриотическому воспитанию".
        В 2008 учебном году кадетский корпус занял 1 место в III военно-патриотическом слете патриотических объединений и кадетских классов в Волгограде и вошел в число победителей на Всероссийском конкурсе проектов общественных организаций "Открытая школа", стали победителями национального проекта "Образование", а также победителями регионального комплексного проекта модернизации образования.
        Во многих кадетских корпусах cозданы условия дополнительного образования. Например, в Ачинском кадетском корпусе воспитанники посещают спортивные секции Ачинского филиала КДЮСШ "Кадеты Красноярья". Воспитанники 9-х классов имеют возможность получить водительские удостоверения категории "А", кадеты выпускных классов - водительские удостоверения категории "В,С". Помимо этого, каждый выпускник – одиннадцатиклассник совершает прыжок с парашютом. Так же в системе дополнительного образования кадеты изучают основы Православной культуры, основы военной службы, историю кадетских корпусов, занимаются хореографией. В некоторых кадетских учреждениях, например в Кадетской школе им.А.В.Кочетова (Чувашская республика) используют собственные оригинальные подходы в реализации целей и задач, стоящих перед всеми кадетскими учреждениями. Так, предлагается следующая формулировка: "цель школы – воспитание, через военизированную игру, гражданина – патриота, обладающего стратегическим мышлением, интеллектуально и физически развитого, предпочитающего здоровый образ жизни, способного осуществлять деятельность на военном и государственном поприще". Так же для учащихся 10-11 классов учебный план составлен на основе типового учебного плана для школ-лицеев, общеобразовательных учреждений Чувашской Республики. Образовательный процесс предусматривает увеличение времени на предметы: математика, физика в 10-х классах, физическая культура в 10 – 11-х классах по 1 часу за счет часов, отведенных на обязательные занятия по выбору. Учитывая дифференцированную профессиональную ориентацию обучающихся в 10, 11-х классах, за счет часов, отведенных на обязательные занятия по выбору, введены спецпредметы по двум направлениям:общевойсковому и морскому. Решая задачи высокой государственной важности, кадетское образование благотворно воздействует на социум, так как основной целью деятельности Кадетской школы-интерната является интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе и подготовка к профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Учитывая военную специфику воспитания кадетских учреждений, обучение строится на принципах, взаимосвязанных с воинскими уставами Вооруженных Сил РФ. Повседневная жизнедеятельность кадет регламентируется строгим соблюдением распорядка дня, кодекса кадетской чести, традиций Вооруженных Сил России и других патриотических начинаний. Для большинства кадетских учреждений характерно создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности ребенка; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню степени обучения целостной картины мира, адаптация личности к жизни в обществе; создание основы для осознанного выбора и освоения профессии; воспитание гражданственности, любви к Родине и семье, уважительного отношения к духовному и культурному наследию; В кадетских корпусах созданы условия для интеллектуального, нравственного, эстетического, духовного и физического формирования личности кадет, развития их способностей и творчества, формирования организаторских и лидерских качеств.
        Таким образом, познакомившись с опытом нескольких кадетских учреждений из разных регионов России ( а мы упомянули здесь только малую их часть!) современное кадетское образование предполагает синтез двух направлений.
        Во-первых: обеспечение высококачественного общего образования: стране необходимы грамотные, инициативные, компетентные выпускники, способные решать актуальные стратегические задачи развития, которые стоят перед регионами и Россией в целом.
        Во-вторых: военно-патриотическое воспитание на основе освоения культурной традиции служения Отечеству на военном и гражданском поприще. На современном этапе развития России требуются ответственные, нравственные, любящие свою Родину люди.
        Подводя краткий итог разговору о кадетском образовании в России на современном этапе, можно с уверенностью констатировать, что задачи, поставленные перед ними в целом успешно решаются, а кадетское образование в России продолжает активно и динамично развиваться.

Заведующий лабораторией кадетского образования ФИРО Министерства образования и науки РФ А.А.Селезнёв


Новости кадетских корпусов

Новости Фонда

Анонсы

Новости конкурса "Добро творим вместе"