НОВОСТИ

16.12.2009  

Кадетское образование нуждается в законодательной базе. Мнение

Начиная с 1992 года, в России стали появляться кадетские учебные учреждения. Сегодня их уже более сотни. О том, почему кадетские корпуса так популярны и что мешает развитию этой системы, в интервью РИА Новости рассказала генеральный директор Благотворительного фонда содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана Ольга Барковец.

- Ольга Исхаковна, расскажите, пожалуйста, что представляет собой система кадетских корпусов?

- Говорить в данном случае о системе едва ли возможно. В России кадетских корпусов сейчас более 120, не считая многочисленных кадетских классов.

Нужно отметить, что 80% кадетских учреждений находится в ведении региональных или муниципальных органов управления образованием: это кадетские школы и школы-интернаты. В кадетских школах учатся дети с 1 по 11 класс, в школах-интернатах - с 5 по 11 класс.

Два корпуса находятся в федеральном подчинении. Остальные 20% - суворовские и нахимовское училища, кадетские корпуса – относятся к Минобороны, МВД и ФСБ РФ. Недавно открыт первый кадетский корпус Следственного комитета при Прокуратуре РФ.

- Как подобное разнообразие сказывается на развитии кадетского образования?

- С одной стороны, накапливается опыт, позволяющий другим регионам его использовать, с другой – отсутствие федерального законодательства мешает развитию этой образовательной линии.
Распоряжение президента и типовое положение о кадетской школе, принятые в 1997 году, не обеспечивают стабильного функционирования кадетских образовательных учреждений.

Нет единых стандартов для выпускников, системы подготовки и переподготовки руководящих и педагогических кадров. Методическое обеспечение кадетского образования несовершенно.

Так, статус и требования к компетенциям ключевой фигуры в кадетском образовании – офицеру-воспитателю – нигде не прописаны.
Все это приводит к значительным различиям в финансировании, а следовательно, по-разному определяет возможности и качество даваемого в кадетских корпусах образования, затрудняя его совершенствование.

- Получается, что успешность кадетских образовательных учреждений зависит от субъективных факторов?

- Именно. Если губернатор или мэр поддерживает идею кадетских корпусов, оказывает им финансовую помощь, то их качество работы и количество повышается. Если директор корпуса инициативный, собирает команду, ищет поддержку, участвует в конкурсах на получение грантов, все складывается успешно.

Однако это неправильно: кадетское образование не должно полностью зависеть от личностного фактора.

Но лишь в следующем году, как я слышала, кадетское образование войдет в разрабатываемые Минобрнауки РФ новые законодательные акты.

- В чем ключевые особенности кадетского образования и с чем связана его высокая социальная востребованность?

- Причин несколько. Во-первых, высокий уровень знаний, который получают кадеты. В 2008 году 95% выпускников поступили в выбранные ими учебные заведения. Причем половина из них были приняты в военные вузы.

Успехи в учебе во многом обусловлены тем, что в кадетских корпусах образование связано с воспитанием: оно дает стимул к учебе, обогащает знания этической составляющей. Без воспитания невозможен патриотизм, понимание гражданских прав и обязанностей. Много внимания уделяется развитию чувства прекрасного. Кадеты обучаются бальным танцам, хоровому пению, многому другому.
Во-вторых, положенный в основу кадетского воспитания гендерный принцип. Из-за отсутствия соответствующего законодательства в нескольких корпусах мальчики учатся совместно с девочками, но это скорее исключение.

Идеальный вариант - то, что можно наблюдать в Красноярском кадетском корпусе имени генерала А.И. Лебедя: рядом расположена Мариинская женская гимназия. Система построена так, что учатся и живут мальчики и девочки раздельно, но различные мероприятия и отдых проводят вместе.

Мировой опыт свидетельствует: гендерное образование в закрытых учебных заведениях всегда давало лучшие результаты. Таким образом существовали все элитные европейские школы.

- А можно ли считать кадетское образование элитным?

- По содержанию, безусловно. И это при том, что 53% всех кадет – дети из неполных, малообеспеченных и многодетных семей, дети-сироты. Государство помогает им получить блестящее образование и воспитание.

- Что из опыта кадетской воспитательной системы можно было бы перенести в обычные школы?

- Школы могли бы успешно перенять опыт реализуемой с недавних пор в кадетских корпусах программы "Добро творим вместе". Сейчас в подростковой среде прослеживаются мощные потребительские, даже иждивенческие настроения: якобы все вокруг ребенку должны, зато он – никому и ничего. Дети должны почувствовать: многое они могут сами.

- Что это за программа?

- Программу разработал наш Фонд. Один из лучших опытов ее реализации - в Старооскольском кадетском корпусе. Педагоги включили в учебный план курс по истории благотворительности в России, предложили кадетам реализовать собственные проекты. Учителя не ограничивали фантазию детей и ничего им не навязывали. Ребята сажали цветы, помогали ветеранам, давали концерты в госпиталях. Но главное, они все решали сами, учились проявлять активную жизненную позицию.

Материал подготовила Мария Грачева (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости


Новости кадетских корпусов

Новости Фонда

Анонсы

Новости конкурса "Добро творим вместе"