НОВОСТИ
01.03.2010
Сергей Миронов: Реформировать - не значит разрушатьСуворовцы, нахимовцы, кадеты... У любого нормального человека эти мальчишки в военной форме могут вызывать только самые светлые и добрые чувства. Ведь это ребята особой судьбы, с ранних лет посвящающие себя идее служения Отечеству. Они обучаются и воспитываются в уникальной системе кадетского образования, которая за долгие годы своей истории принесла России много пользы. Из кадет вышли полководцы Кутузов и Брусилов, флотоводцы Ушаков и Нахимов, канцлер Горчаков, писатель Куприн, мореплаватель Крузенштерн... У кого не подкатывал комок к горлу при виде суворовцев и нахимовцев, чеканящих шаг по брусчатке Красной площади на военных парадах? Эта традиция, заложенная в 1945-м на Параде Победы, продолжалась затем поколениями воспитанников СВУ и НВМУ. Тем горше и досаднее становится оттого, что сегодня кое-кто готов распрощаться и с этой традицией, и с самой идеей суворовской (нахимовской) военной школы в том виде, в каком она существовала на протяжении долгих лет. Те реформации, которые проводятся сегодня в системе суворовских училищ и кадетских корпусов Министерства обороны, у многих вызывают вопросы. В различные инстанции, в том числе в мой адрес, поступают обращения по этому поводу от военнослужащих, ветеранов, родителей, от общественных организаций. Как человек, которому по поручению президента доверено возглавлять Федеральный попечительский совет над кадетскими корпусами, суворовскими и нахимовскими училищами, считаю долгом высказать свою позицию. Все мы понимаем, что военная реформа - дело очень сложное, что она не может проходить безболезненно. Если в армии вместо 355 тысяч офицерских должностей остается 150 тысяч, это автоматически отражается на масштабах кадрового заказа для системы военного образования. И если бы речь шла именно об оптимизации структуры и сокращениях, то все бы это восприняли с пониманием. Но, к сожалению, не в этом суть происходящего. Под прикрытием красивых слов о "гуманизации" суворовских училищ и кадетских корпусов дело фактически ведется к выхолащиванию уникального духа национальной суворовской школы, к размыванию самой учебно-воспитательной модели. С декабря 2009 года преподаватели-военнослужащие в суворовских училищах заменены гражданским персоналом. Фигуру офицера-воспитателя, имеющего армейский опыт, способного воспитывать личным примером, пытаются заменить обычными гражданскими педагогами и психологами. Старшин заменяют завхозами. Сокращаются часы на военную подготовку. Меняется уклад жизни: вместо образовательного учреждения военногопрофиля мы, похоже, получаем то ли интернат, то ли пансионат с шестиразовым питанием, где необязательными становятся воинская дисциплина, уставной порядок, форма и даже физзарядка. Но самое странное, что реформаторы отказались от нацеленности ребят на военную карьеру. Дескать, у детей должна быть "свобода выбора". Но в жизни все выглядит иначе. В прошлом году просто взяли и отменили преимущественное право суворовцев на поступление в военные вузы. Причем отнюдь не гуманным методом. Выпускники СВУ получили предписания Минобороны на поступление в конкретные военные училища, куда и поехали тоже, кстати, за счет Минобороны. И только потом вдруг выяснилось, что вместо многих суворовцев приемные комиссии зачисляют других абитуриентов. Чиновники просто "кинули" ребят. И никто, похоже, не собирается нести ответственность ни за поломанные судьбы юношей, мечтавших о службе, ни за бюджетные средства, зря потраченные на их образование. Спрашивается: кого вообще можно подготовить в СВУ, если из них вытравят военное начало и превратят в нечто вроде "пансионов благородных девиц"? Очередных безликих менеджеров? Но ведь таковые и без того плодятся с избытком. С какой стати этим заниматься еще и Министерству обороны? Вызывает сожаление, что подобные перемены должностные лица Минобороны готовят и проводят кулуарно, избегая открытых обсуждений. Явно не складывается у реформаторов диалог с ветеранскими организациями, и прежде всего с кадетскими общественными объединениями, которые категорически не приемлют затеянных преобразований, что, в частности, ярко показали недавние слушания в Общественной палате. Особое возмущение ветеранов вызывает решение о том, что суворовцы и нахимовцы отныне не будут участвовать в военных парадах 9 Мая. Вот "сюрприз" к 65-летию Великой Победы! Объяснения скупы и невнятны: "прекращение участия суворовских училищ в парадах в первую очередь направлено на повышение качества учебы". Не буду говорить об историческом беспамятстве тех, кто сподобился до такого додуматься. Казенное отношение к святым вещам - это вообще повод для отдельного разговора. Но как можно не понимать, что участие воспитанников СВУ и НВМУ в военных парадах всегда играло помимо прочего огромную роль именно для учебно-воспитательного процесса? Ведь право пройти в парадном расчете надо заслужить. И это отнюдь не тупая шагистика, не потеря времени, как представляется некоторым, а важнейший духовно-нравственный рубеж в становлении личности будущего защитника Родины. Дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт Джанибеков рассказывал, что во время учебы в Ташкентском СВУ он не раз участвовал в парадах. И это не помешало ему и еще 17 его товарищам из группы в 29 человек окончить училище с золотымимедалями. Пятеро из этой группы доросли до генеральских должностей. Возникает ощущение, что люди, которые взялись за реформирование суворовских училищ, не вполне понимают, что они реформируют. Так, руководитель департамента военного образования и науки Минобороны Фральцова в одном из выступлений заявила, что нынешние новации, оказывается, нужны, чтобы преодолеть "однобокость" образования, которая, по ее мнению, была присуща системе суворовских и нахимовских училищ. Но позвольте! Хорошо известно, что выпускники СВУ и НВМУ в большинстве своем могли дать фору сверстникам, обучавшимся в обычных школах и по уровню усвоения школьной программы, и по разносторонностиразвития . Помимо школьных предметов и военной подготовки их учили правилам этикета, танцам, им создавали все условия для развития культурного кругозора. Зачем наводить тень на плетень, если есть убедительные доказательства эффективности суворовской школы? Кого там подготовят по новым правилам - пока неведомо, а вот что дала стране традиционная системаобучения и воспитания в СВУ и НВМУ - известно очень хорошо. Эта кузница элитных кадров за 65 лет взрастила 68 Героев Советского Союза и России, восемь командующих округами и 20 командующих армией, более 1000 генералов. Среди прошедших школу кадетства - 500 (!) докторов наук, министры, академики, космонавты, прославленные спортсмены, народные артисты... Это что - плоды "однобокости"? Если взять не только Вооруженные силы, а Россию в целом, мы сегодня можем говорить о настоящем феномене востребованности кадетского образования. Помимо 17 кадетских учреждений, подведомственных Минобороны, в стране их уже многие десятки самого разного профиля. В МВД создают суворовские училища одно за другим. Свои кадетские учебные заведения созданы в ФСБ, МЧС, ряде других федеральных ведомств. Кадетские корпуса стремятся иметь регионы, кадетские школы и классы возникают в некоторых муниципалитетах. В самой модели кадетского образования люди видят эффективный способ подготовки элитных кадров под конкретные профили. Задачи модернизации страны, поставленные президентом, резко поднимают цену профессионализма. Это в полной мере относится и к военной сфере. Вот почему мы вправе требовать от Минобороны, чтобы в суворовских училищах и кадетских корпусах решались именно те вопросы, которые, кроме них, решать некому. Мы вправе требовать, чтобы бюджетныеденьги шли не просто на обучение людей и тем более не на взращивание "благородных" барчуков, а на воспитание настоящей военной элиты. Той, которую, как говорили в старину, надо еще в детстве "вскармливать с копья". Должен признать, что в сложившейся ситуации есть большая доля ответственности законодателей. Это не дело, что в законе "Об образовании" до сих пор нет норм, определяющих, что такое кадетское образование, каковы его задачи и особенности. Надо определяться со структурой, статусом кадетских учебных заведений, с образовательными стандартами. Согласен с теми, кто ставит вопрос о том, что для суворовских училищ должен быть разработан свой, особый образовательный стандарт. Логично было бы закрепить за ними статус учреждений начального военного образования, выпускники которых должны в обязательном порядке продолжать службу на офицерских должностях в Вооруженных силах. Полагаю, что назрела необходимость рассмотреть проблемы суворовских училищ и кадетских корпусов на парламентских слушаниях. Пора наконец собрать и выслушать всех заинтересованных лиц - и тех, кто ответствен за нынешние реформации, и тех, кто оппонирует им. Открыто и честно проанализировать, что происходит. Никто не спорит: модернизация нужна и самим суворовским училищам. Но при этом важно не терять из вида главную цель - подготовку военных профессионалов. Если теряется суть, если разрывается нить преемственности кадетских традиций, то это уже никакая не модернизация, а чистая профанация. Ведь реформировать - не значит разрушать. | |