НОВОСТИ
08.03.2010
По пальцам пересчитать: Минобороны реформирует военное образованиеВ минувшую пятницу президент и главнокомандующий ВС РФ Дмитрий Медведев принял участие в расширенной коллегии Минобороны. После совещания министр обороны Сердюков заявил, что в России останется лишь 10 военных ВУЗов из 65. Как же соотносятся эти планы с заявленной руководством страны целью – модернизировать российскую армию? Совещание высшего руководящего состава Вооружённых сил России во главе в Верховным главнокомандующим, прошедшее 5 марта 2010 г. в здании МО РФ на Знаменке, было посвящено итогам реорганизации российской армии и ключевым задачам на ближайшее будущее. Выступая на коллегии, президент Медведев сделал несколько важных заявлений относительно заключения договора о европейской безопасности, российско-грузинских отношений, новой военной доктрины ВС РФ, модернизации российской армии и пр., которые сразу же были растиражированы отечественными СМИ. Глава Минобороны РФ Анатолий Сердюков "поддержал" своего непосредственного начальника, сделав, уже после завершения коллегии, целый ряд достаточно неожиданных высказываний. Прежде всего, Минобороны, похоже, окончательно признало провал перехода на контрактную службу, осуществлявшийся с 2004 по 2007 г.г. Не углубляясь далее в неудобные вопросы о причинах и виновниках провала, министр обороны озвучил для СМИ не менее масштабную программу полного реформирования системы военного образования в России, к которой приступает военное ведомство. Впрочем, новым в этом плане является, пожалуй, лишь его широкая презентация общественности. Основные положения данного замысла военных реформаторов были изложены ещё 21 января минувшего года в выступлении Статс-секретаря - заместителя Министра обороны РФ генерала армии Н.А. Панкова на заседании пресс-клуба военных обозревателей МО РФ. Тезисы данного выступления (под заголовком "Реформа военного образования") размещены на сайте Минобороны. Согласно генералу Панкову, к 2013 году Минобороны России будет иметь 10 системообразующих вузов, в том числе: три военных учебно-научных центра, шесть военных академий и один военный университет. Формирование этой новой сети военно-учебных заведений будет происходить поэтапно. На первом этапе будут сохранены все существующие военные училища и институты, которые будут присоединяться в качестве обособленных структурных подразделений к системообразующим ВУЗам без изменения места дислокации. В дальнейшем, по мере создания условий в вышеназванных военных ВУЗах в них будет сосредотачиваться подготовка слушателей и курсантов с последующей ликвидацией соответствующих обособленных структурных подразделений. Планируется, что в состав сохранившихся ВУЗов, число которых можно будет пересчитать по пальцам, войдут также профильные научно-исследовательские организации, образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования, суворовские училища и кадетские корпуса. От данной реформы военные ожидают "повышения эффективности и качества образовательного процесса, рационального использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития военной науки, вооружения и военной техники". Говоря о предложенной реформе военного образования в целом, необходимо отметить, что она содержит большое количество действительно необходимых и нужных мер и мероприятий. Однако основными проблемами отечественных реформаторов являются, как известно, не отсутствие интересных планов и замыслов, а неумение, а часто и нежелание, провести их не только быстро, но и максимально безболезненно для граждан. Что же предлагает российский генералитет преподавателям военных учебных заведений, которые неизбежно потеряют работу в результате сокращения ВУЗов? Называя преподавателей "золотым фондом" Министерства обороны, генерал Панков заявляет, что "кадровые органы ведут кропотливую работу с каждым преподавателем, предлагая все возможные варианты продолжения педагогической деятельности в системе военного образования". Преподаватели либо переводятся в укрупняемые ВУЗы, где для них уже активно ведётся строительство жилья, либо предлагаются иные воинские должности, либо "предоставлена возможность увольнения с военной службы с сохранением всех установленных законодательством социальных льгот и гарантий". К сожалению, на практике данная идиллическая картина выглядит несколько иначе. Как известно, проводя политику укрупнения ВУЗов, Минобороны стремится вывести их из крупных центров, и, в первую очередь, из Москвы и Санкт-Петербурга. Разумеется, не последнюю роль при этом играет стремление сэкономить бюджетные деньги. Ведь стоимость обучения в крупном центре неизбежно оказывается выше, чем в провинции, из-за высоких издержек, складывающихся, в том числе, и из стоимости жилья, необходимого для преподавателей. Кроме того, ещё с советских времён многие военные заведения размещаются в центральных районах обеих столиц, где земля является очень дорогим товаром на рынке. А поскольку в настоящее время МО РФ имеет право самостоятельно оценивать и реализовывать принадлежащее ему имущество, в том числе и недвижимость, то для значительного количества московских и питерских ВУЗов предусмотрен переезд в провинцию. Однако проблема в том, что привыкшие к совершенно иному уровню и качеству жизни преподаватели предпочитают в массовом порядке увольняться из армии, понимая, что никогда не смогут вернуться жить в столицы. Яркий пример тому - перевод в 2005 г. из Москвы в Кострому Военной академии радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ). В результате данной акции ВУЗ понёс существенные потери. Из 25 докторов наук, работавших в нём на момент передислокации, ни один не переехал в Кострому, а из 187 кандидатов наук – только 21. Это означает, что передислоцировалась не академия, а лишь её вывеска, для поддержания имиджа которой, в Костроме были спешно набраны местные менее квалифицированные кадры. По некоторым оценкам, в ходе передислокации столичных военных ВУЗов, 90-95% профессорско-преподавательского состава откажутся перебираться в другие города на новое место работы. Разумеется, этих людей будут упрекать в эгоизме, рвачестве и отсутствии патриотизма. Однако, как можно убедить преподавателей в том, что это единственный выход в условиях жёсткого дефицита финансовых ресурсов, если практически в то же самое время (в июле 2008 г.) военное ведомство открывает в столице новое учебное заведение – Московский кадетский корпус "Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации". Не отрицая благородных целей, с которыми открыто данное учебное заведение, и искренне восхищаясь условиями, созданными там для 314 воспитанниц (в гардеробе каждой девушки 71 наименование одежды – автор коллекции Валентин Юдашкин; помимо общего – художественное и музыкальное образование; занятия фигурным катанием, плаванием и конным спортом; изучение трёх иностранных языков и пр.), нельзя отделаться от мысли, что данное заведение, выражаясь языком экономистов, является для МО "непрофильным активом", заниматься которым следует доверить профессионалам из министерства образования, с передачей им соответствующего бюджетного финансирования. Хочется надеяться, что Минобороны учтёт неудачный опыт программы перехода к контрактной армии и воистину сначала семь раз отмерит, прежде чем начинать реформу военного образования. Преподавателям же и сотрудникам военных ВУЗов остаётся лишь пожелать спокойствия, выдержки и успехов в их труде на благо России. Андрей Терёхин | |