НОВОСТИ

14.10.2010  

Кадеты мечтают о море

Флагман калининградского кадетства - так в самом западном регионе России называют сегодня морской кадетский корпус имени Андрея Первозванного. В нынешнем сентябре воспитанниками этой школы-интерната стали уже четыреста пятьдесят мальчишек - на полторы сотни больше, чем в прошлом году. Конкурс при поступлении в это учебное заведение доходил до семи человек на место. В чем же секрет такой популярности кадетского корпуса и почему в последнее время развитию кадетского движения в стране уделяется повышенное внимание? Своим мнением делится директор морского кадетского корпуса им. Андрея Первозванного Татьяна БАРТМИНСКАЯ.

- Татьяна Михайловна, на днях в Красноярском крае начнет работу Всероссийский симпозиум по перспективам развития кадетского образования в России, в котором предстоит участвовать и вам. Так в чем же, по-вашему, причина столь пристального внимания к кадетству?

- На мой взгляд, здесь несколько составляющих. Во-первых, кадетское образование - это особая форма начального профессионального образования государственной службы. Например, у нас наряду с традиционными в учебную программу включены предметы, направленные на обеспечение осознанного выбора кадетами профессии (начальная военно-морская подготовка, основы военной службы, основы государственной службы, предпрофильная подготовка, в старших классах - элективные курсы). Во-вторых, Андрея Первозванного кадетский морской корпус - это школа-интернат с круглосуточным шестидневным пребыванием. В течение 24 часов ребенок сопровождается взрослыми - преподавателями, воспитателями, а для занятых на работе родителей это, согласитесь, весьма проблематично, и пацаны, предоставленные самим себе, идут на улицу, которая дать им ничего хорошего не может. Мы их с этой улицы забираем и предлагаем совсем иной образ жизни. Помимо режимных моментов - подъема, зарядки, построения, строевых занятий, часов самоподготовки, которые сами по себе дисциплинируют и воспитывают мужской характер, мы активно расширяем спектр дополнительных образовательных и развивающих программ, досуговых проектов (спортивные секции, прикладное, художественное творчество и т.д.), которые далеко не всякая семья может себе позволить. Тем более что шестьдесят процентов наших ребят воспитываются в неполных семьях или находятся на попечительстве опекунов. Одинокой маме или престарелой бабушке очень трудно в таком случае воспитать будущего мужчину, так что кадетские корпуса решают и важную социальную проблему. И, наконец, кадетский корпус - один из элементов создающейся у нас в регионе системы поддержки одаренных детей. Ведь теперь стать кадетами удается только тем, у кого оценки по профильным предметам - "хорошо" и "отлично".

Кадетские корпуса возвращают себе славу элитных образовательных учреждений, поэтому и растет год от года их востребованность, и я уверена, что эта система будет поступательно развиваться.

- Кадетскому корпусу имени Андрея Первозванного всего 11 лет, и большую часть своей биографии он провел в стенах Балтийского военно-морского института, получив свой собственный дом только в прошлом году. Как вам на новом месте?

- Мы действительно в прошлом году перешли в здание довоенной постройки, где прежде располагался интернат для детей-сирот. Состояние всего комплекса было удручающим. И все же мы решили, что иметь собственный дом лучше, чем ежемесячно платить БВМИ за аренду площадей полмиллиона рублей. В минувшем году мы смогли отремонтировать только часть помещений, и потому старшеклассников пришлось временно оставить на территории военно-морского института, а педагогам работать на две учебные площадки. Это было непросто. Но теперь все наши мальчишки собрались вместе. А на "сэкономленную" арендную плату мы начали делать отличный хореографический класс с настоящим танцполом.

Сегодня кадетская школа-интернат занимает десять с половиной тысяч квадратных метров. Привести в порядок весь комплекс учебных и спальных корпусов помогла финансовая поддержка областного бюджета, которая в нынешнем году составила около 24 миллионов рублей. И это очень хорошо, потому что без понимания и поддержки региональной власти будущего у таких учебных заведений, как кадетские школы-интернаты, просто нет. Сегодня мы с гордостью можем устроить экскурсию по нашему общему дому и показать отремонтированные фасады, крышу, кабинеты и кубрики, великолепный зал столовой, собственный стоматологический кабинет, парикмахерскую, прачечную, душевые кабины... Такое, знаете, микрогосударство. Сейчас приступаем к оформлению исторического фасада здания, вход в который со временем украсят большие макеты двух маяков. Продолжаем осваивать подвальные помещения - там сделаем еще один тир и несколько комнат для военно-морской и художественно-эстетической подготовки. Все эти ремонтные работы продолжаются: незаметно для постороннего глаза, не мешая образовательному процессу. Я убеждена, что окружающая обстановка, то, в каких стенах проводят кадеты большую часть своего времени, непременно скажется на формировании их эстетического вкуса, уровне культуры. Ведь в воспитании нет мелочей.

Однако новые стены требуют и нового, современного насыщения. Министерство образования Калининградской области на приобретение нового программно-технического оборудования, в том числе интерактивных досок, на покупку спортивного инвентаря дополнительно выделило корпусу еще четыре с половиной миллиона рублей.

Мы стремимся сделать кадетский корпус одним из самых современных образовательных учреждений региона. Сейчас работаем над идеей создания медиацентра, подключаем собственный конференц-зал и сможем проводить видеоконференции и обмениваться опытом с кадетскими школами всей России.

Продолжая разговор о новшествах, нельзя не сказать о том, с каким интересом мальчишки отнеслись к введению так называемых электронных браслетов - микрочипов, фиксирующих перемещение ребят по корпусу. А в ближайшее время в школе-интернате введут электронные журналы, и тогда каждый из родителей сможет следить за успеваемостью сына "дистанционно", заходя на сайт "кадетки". Все это не формы ужесточения контроля. Кадетский корпус в данном случае выступает в качестве экспериментальной площадки, на базе которой отрабатывается опыт для остальных образовательных учреждений области.

Коллектив педагогов и воспитателей корпуса открыт любым новым предложениям и экспериментам. Одна из последних идей - интерактивная кают-компания, открытия которой с нетерпением ждут кадеты. Еще бы, ведь в интерьере настоящей деревянной каюты и капитанской рубки будет установлен огромный электронный экран, а мальчишки смогут самостоятельно управлять штурвалом, бороздя просторы океанов. Виртуально, конечно, но это не игра - это и практическое занятие, и воспитание морского духа.

Кстати, перефразируя известное выражение, здесь стремятся к тому, чтобы здоровый дух был в здоровом теле. Не секрет, что большинство нынешних подростков крепким здоровьем похвастать не может. Вот и в кадетский корпус в этом учебном году ребят с 1-й группой здоровья поступило не более сорока процентов, остальные уже имеют какие-то болячки. Выровнять ситуацию помогут хорошее питание, закаливание, физическое развитие.

В корпусе, конечно, есть спортивные залы, но в этом году мы оборудовали еще классы для рукопашного боя и силовой подготовки, переоснастили открытые уличные спортплощадки, где до наступления холодов и будут проходить спортивные занятия.

Кадетская семья растет год от года. Новые площади позволят в следующем учебном году принять еще двести ребят. Кстати, впервые за всю одиннадцатилетнюю историю существования школы-интерната сюда стали принимать мальчишек с 5-го класса. Самых маленьких здесь с улыбкой называют "пятачки", и надо видеть, с каким умилением и восторгом смотрят они на рослых подтянутых старшеклассников, мечтая походить на них и потому старательно одергивая на себе фланку и поправляя гюйс: форме надо соответствовать.

Умение дорожить морской формой и носить ее с честью - это один из первых уроков, которые осваивают мальчишки, переступив порог морского кадетского корпуса. Второй урок - постижение смысла слов "кадетское братство", когда успех одного - это общая победа и радость, а чья-то неудача или проступок - общая проблема. Как в семье. И дело вовсе не в том, что ребята действительно живут здесь изо дня в день единой семьей. "Кадетское братство - это дружба на всю жизнь, и знайте - теперь каждый, кто носит форму кадета, всегда и везде придет вам на помощь", - объясняют старшие прописные истины "пятачкам" и "карасям". И сразу добавляют: "Свои "дворовые" законы забывайте. Кадет не имеет права опорочить форму и честь нашего корпуса - ни непорядочным поведением, ни скверным словом".

Одним из факторов, укрепляющих это братство и преемственность старших и младших "соплеменников" по кадетству, стала новая практика школы младших командиров, когда самые толковые старшеклассники в свободное время помогают офицерам-воспитателям. Они очень стараются справиться с порученной задачей, и, похоже, у них получается. Во всяком случае, уже после первых недель пребывания в корпусе пятиклашка задал маме вопрос и сам же ответил: "А ты знаешь, что такое строй? Это когда плечо к плечу и можно закрыть друга грудью".

Все это уроки воспитания личности, воспитания чувства долга и чести. Что же касается школьных уроков, то, по оценке регионального министерства образования, рейтинг морского кадетского корпуса Андрея Первозванного за последние два-три года вырос значительно и эта школа действительно стала для юношей хорошей стартовой площадкой. А ведь не секрет, что еще недавно корпус выполнял роль некоего исправительного учреждения. Теперь можно смело утверждать, что это не школа выравнивания, а настоящая школа роста - профессионального и личностного.

Качество образования поставлено здесь во главу угла. Ведь как бы красиво ни научились маршировать и стоять в строю эти мальчишки, за формой кадета должна быть начинка - уровень знаний. И нынешние воспитанники корпуса смогут получить образование действительно высокого уровня. Кроме положенных по государственному стандарту дисциплин, в расписании дополнительных занятий - строевая и огневая подготовка, тренировки по рукопашному бою и самбо, основы православной культуры, дополнительный иностранный язык, этикет и хореография - словом, все, что вместе с крепкой интеллектуальной базой должно составлять сущность современного человека, в том числе будущего офицера.

А ключевыми фигурами в школе-интернате остаются педагог и воспитатель. Сегодня все должности воспитателей заняли в корпусе офицеры запаса, которым предстоит на время пребывания юношей в этих стенах во многом заменить им отца - стать примером во всем.

Я своим кадетам так говорю: вот получите вы высшее образование, пойдете служить или работать, а выйдя на пенсию, должны вернуться в свой кадетский корпус. Они изумляются: зачем? Отвечаю: кому же, если не вам, быть здесь воспитателями!

Как знать, возможно, среди сегодняшних воспитанников школы - интерната будущий директор корпуса. Это было бы правильно.

Конечно, не все мальчишки смогут учиться на пятерки, но учителя и воспитатели не устают повторять им, что кадет ко всему в своей жизни, а уж к собственному образованию тем более, должен подходить ответственно. В помощь тому - создание в нынешнем учебном году профильных классов физико-математической и гуманитарной направленности. Кадетам эта идея очень понравилась, ведь профильные классы помогут правильно определить каждому свои возможности и получить профессию, достойную желания и подготовки.

Да, кадеты на протяжении всей своей истории были ресурсом "государевой службы". Вот и большинство калининградских кадетов уже сейчас знают, что пойдут по военной стезе, готовятся стать офицерами. А понятие "офицер" несет в себе особую моральную и эмоциональную нагрузку - это честь, благородство, смелость. В то же время руководство корпуса подчеркивает, что будущую достойную профессию можно планировать не только на военном поприще, но и на гражданском.

И все же военный компонент - главная составляющая образовательного и воспитательного процесса в кадетском корпусе. Строевые занятия, строгий режим, ни минуты свободного времени, гораздо более обширная программа военной подготовки, изучение оружия и истории военно-морского флота России - все это отличает морской кадетский корпус Андрея Первозванного от других образовательных учреждений области. И, конечно, огромное значение имеет постоянная и планомерная шефская работа над будущими защитниками Отечества со стороны Балтийского флота.

Каждый из классов "закреплен" за различными подразделениями Балтфлота. Например, летнюю практику кадеты традиционно проходят в бригаде морской пехоты, а в октябре все старшеклассники выйдут на шлюпочную практику в дивизии надводных кораблей. Ни одно значимое для корпуса событие не проходит без участия моряков-балтийцев. Например, последний выпускной. Для кадетов он стал одним из самых ярких эпизодов в жизни, ведь вручение аттестатов проходило на палубе эсминца "Настойчивый" в присутствии экипажа флагмана Балтийского флота. Ребята вышли на катерах в море и, соблюдая вековую морскую традицию, спустили на воду венки.

Октябрь в морском кадетском корпусе Андрея Первозванного отмечен одним из самых значимых событий - посвящением в кадеты новобранцев. Теперь это мероприятие стало общегородским праздником, и полюбоваться на строй кадетов, чеканящих шаг по проспекту, собирается немало горожан. В главном соборе Калининграда их благословят на учебу и службу, а над центральной площадью прозвучат слова клятвы кадета. И первым новоиспеченных кадетов по праву поздравит командование Балтийского флота.

В шефах калининградского кадетского корпуса Андрея Первозванного и президентский полк, с которым у ребят установились самые тесные дружественные связи. Они встречались совсем недавно - на дне рождения столицы, и в Москву кадетов пригласили именно кремлевцы. Оркестр президентского полка давно взял шефство над духовым оркестром кадетского корпуса, их совместные выступления и марш по центральным проспектам города тоже стали доброй традицией. Рассказы военнослужащих роты специального караула кадеты слушают с неподдельным интересом и уважительно кивают головами, наблюдая за элементами их красивого церемониала. Наверняка и многим кадетам выпадет честь пройти службу в этом элитном подразделении. А сегодня педагоги, родители и выпускники прошлых лет единодушны в одном: если воспользоваться всем багажом, который дает кадетский корпус, впитать все, чему здесь учат, то этим ребятам будет уже не трудно крепко встать на ноги и занять достойное место во взрослой самостоятельной жизни.

Наш корпус будет лучшим образовательным учреждением в области, это я заявляю ответственно. А пока кадеты мечтают о море, мы разрабатываем концепцию развития школы-интерната до 2015 года, чтобы четко представлять, к чему должны прийти. Не сомневаюсь, что немало полезного почерпну на Всероссийском симпозиуме по перспективам развития кадетского образования, как не сомневаюсь и в том, что у него большое будущее.

Беседу вела Светлана БЕЛОЦКАЯ


Новости кадетских корпусов

Новости Фонда

Анонсы

Новости конкурса "Добро творим вместе"