НОВОСТИ
08.11.2010
Электронное обучение: как использовать новые технологии при обучении кадетНи для кого не секрет: сегодня иной пятнадцатилетний юноша ориентируется в современном цифровом мире лучше своих родителей. "Цифровое" поколение, выросшее во Всемирной сети, не может представить себе жизнь без мобильного телефона, социальных сетей и онлайн-видео. Никакие запреты не в силах побороть интерес подростка к ярким техническим новинкам. Да и нужно ли с этим бороться? Современная педагогическая наука уверена: лучше направить эту энергию в мирное русло и привлечь электронные устройства на свою сторону. Многие педагоги-новаторы давно поняли все преимущества электронного обучения и вовсю используют так называемые информационно-коммуникационные технологии в своей ежедневной работе. Компьютеры и Интернет уже пришли в каждую российскую школу, в том числе и в кадетские корпуса, - теперь важно максимально использовать их возможности для обучения. Но как именно? Какие учебные материалы применять? Как сделать так, чтобы информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) не только повышали интерес школьников к уроку, но и качественно улучшали их знания, развивали познавательную самостоятельность? Интерактивная доска приходит на смену обычной Одна из первых компаний, начавших работать над созданием интерактивных электронных учебников, - группа "Компетентум" (ранее известная как "ФИЗИКОН"). Компания и сегодня является лидером по производству электронных курсов для школ, вузов и колледжей. - В сущности, кадеты – это те же 14-17-летние школьники, обучающиеся по учебному плану для средней школы и при этом готовящиеся к поступлению в военные вузы, - говорит руководитель отдела продаж академических продуктов "Компетентум" Ирина Третьякова. – Мы разработали несколько образовательных продуктов, которые могут быть полезны для кадетских корпусов и кадетских классов. Во-первых, это "Открытая коллекция" – материалы для работы с интерактивной доской или проектором. Во-вторых, "Электронная библиотека" – иллюстрированные гипертекстовые учебники по физике, химии, математике, астрономии и биологии. Наконец, наша последняя разработка – проект College.ru, помогающий школьникам и учителям готовиться к единому госэкзамену. Интерактивная доска уже перестала быть экзотикой в российских школах. Совмещая в себе функции проектора и обычной классной доски, она не только позволяет показывать школьникам рисунки, фотографии, схемы и таблицы, но и дает возможность делать пометки, что-то подписывать или подчеркивать. Интерактивную доску можно использовать не только для объяснения, но и на любом другом этапе урока. Например, закрепляя знания о кругах кровообращения у человека, учитель может вывести на экран соответствующий рисунок и удалить сопровождающие надписи, предложив кому-то из учеников восстановить наименования всех органов. У "Открытой коллекции" есть важное отличие от других программ для интерактивных досок: учитель может добавлять к имеющимся схемам, таблицам и рисункам свои подписи и сообщения. Для этого не нужно быть программистом: работает простой и интуитивно понятный визуальный редактор. Незаменимые помощники преподавателя "Электронная библиотека", то есть иллюстрированные гипертекстовые учебники "Открытая физика", "Открытая химия", "Открытая биология" и т.д., включают в себя десятки интерактивных моделей и анимаций, сотни контрольных заданий, удобную поисковую систему, журнал успеваемости учащегося и методические разработки для преподавателей. При этом интерфейс системы простой и интуитивно понятый, как у интернет-сайтов. Первым таким учебником, разработанным ООО "ФИЗИКОН", стала "Физика в картинках", созданная еще в 1993 году и с тех пор переведенная на восемь языков и изданная в 16 странах мира. Тогда, на заре компьютерной эры, учебник помещался на одной дискете. Сегодня интерактивный курс "Открытая физика" существенно "потяжелел" за счет современной графики и анимации – школьник может сам изменять условия опытов и тут же видеть результаты этих измерений. Чтобы реализовать все возможности учебника из "Электронной библиотеки", достаточно обычного персонального компьютера и проектора. Так что изучать "Открытую физику" сегодня можно в любой российской школе. Кадетские корпуса не исключение. Готовимся к ЕГЭ дистанционно Однако возможности электронного обучения в современной педагогике уже не исчерпываются только собственно обучением. Интернет-проект College.ru, имеющий многолетнюю историю, в 2009 году стал полноценным онлайн-сервисом для дистанционной подготовки к Единому экзамену. Он адресован не только выпускникам, но и учителям, и родителям. С помощью тренажера, размещенного на сайте http://college.ru, старшеклассник может отвечать на вопросы тестов по десяти предметам - математике, русскому языку, физике, химии, биологии, информатике, истории, обществознанию, географии, английскому языку. При этом можно почувствовать себя "как на экзамене", то есть воссоздать ситуацию реального тестирования (по количеству вопросов и времени выполнения заданий), а можно использовать обучающие возможности сайта – например, работать над ошибками или изучать соответствующие разделы интерактивного учебника. Есть и функция родительского контроля: обеспокоенная успеваемостью ребенка мама может в любой момент оценить его готовность к экзамену и проверить, насколько часто он обращается к системе для подготовки. - Данный сайт – это не просто тестирование, а планомерное обучение, - считает главный методист "Компетентум", доцент Московского института открытого образования, член-корреспондент Академии информатизации образования, кандидат педагогических наук Наталия Гомулина. – Всем учащимся доступны материалы по предметам в виде электронных учебников, иллюстрированных конспектов, а также тематических плакатов, обобщающих крупную учебную тему. Для каждого школьника после прохождения теста, имитирующего ЕГЭ, по предмету составляется индивидуальный план обучения. В случае нехватки в школе компьютеров задания можно распечатать. Как создаются инновации Над созданием "Открытой коллекции", "Электронной библиотеки" и проекта College.ru работает коллектив методистов, чьи имена широко известны в современной педагогике. В их числе доктор физико-математических наук, профессор Московского физико-технического института С.М.Козел, много лет подряд являющийся руководителем сборной команды школьников России на международных олимпиадах по физике; зав.лабораторией физического образования Института содержания и методов образования РАО, доктор педагогических наук, профессор В.А.Орлов, в течение ряда лет председательствующий в Федеральной предметной комиссии разработчиков контрольных материалов ЕГЭ по физике; руководитель олимпиадной сборной по математике, кандидат физико-математических наук Н.Х.Агаханов; доцент Московского института открытого образования, член-корреспондент Академии информатизации образования, кандидат педагогических наук Н.Н.Гомулина и другие авторитетные ученые. - "Звездный" состав авторов гарантирует нашим интерактивным учебникам и другим материалам высокое качество контента, - рассказывает директор департамента электронных курсов компании "Компетентум", кандидат технических наук Денис Мамонтов. – И хотя электронные обучающие программы не подлежат обязательной сертификации, мы уверены в их полнейшем соответствии образовательным стандартам. В компании "Компетентум" существует система многоуровневой внутренней приемки электронных средств обучения. Первый этап осуществляется еще на уровне авторского сценария – прежде чем продукт попадает к программистам, специальная комиссия оценивает содержание учебного курса. На втором этапе проводится ряд экспертиз уже готового продукта – технологическая (в интерактивном учебнике или в коллекции для интерактивной доски должны работать все кнопки, ссылки и т. п.), функциональная (продукт должен быть удобен для использования, должны быть всплывающие подсказки и т. д.), научная (содержание материалов должно быть научно достоверным и не устаревшим) и методическая (материал должен быть пригоден для использования на уроке и удобен для учителя). - Когда все эти процедуры завершены, мы обычно отправляем электронный курс в одну из московских школ для апробации, - продолжает Денис Мамонтов. – Учителя используют его на уроках, а потом пишут нам замечания и пожелания – что показалось неудобным, что можно изменить. Например, в ранней версии "Открытой коллекции" меню располагалось вверху интерактивной доски, и учителю приходилось каждый раз тянуться к нему. Мы быстро устранили это неудобство. Однако пока не все российские педагоги применяют технологии e-learning. "Опыт показывает, что около 60 процентов учителей умеют пользоваться компьютером, - говорит Денис Мамонтов. – Однако они испытывают определенный "информационный голод" в том, что касается вопросов электронного обучения. Поэтому мы часто проводим презентации, демонстрации интерактивных курсов, выезжаем в разные регионы на семинары и мастер-классы для преподавателей. Интерес к ИКТ у учительской аудитории огромный". Заменит ли компьютер учителя? Безусловно, современным школьникам, выросшим во Всемирной сети, гораздо интереснее учиться по-новому. Психологи объясняют: занятия с использованием ИКТ более эмоционально окрашены по сравнению с традиционными уроками. Кроме того, ребенок, работая с новейшим оборудованием, рад возможности проявить свои компьютерные навыки. В то же время ученые уверены, что преимущества электронного обучения не исчерпываются только повышением интереса к предмету. "В процессе познавательной деятельности с использованием компьютеров и иных электронных устройств происходит развитие учащегося во всех направлениях: развитие речи, мышления, эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности, - считает Наталия Гомулина. Много лет она преподает физику и астрономию в московской гимназии №1543, ежедневно применяя информационно-коммуникационные технологии на своих уроках. - Это стимулирует самообучение, позитивный интерес к новым знаниям. Учащиеся демонстрируют понимание и применение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Новые технологии в обучении вдохновляют подростков уникальной свободой работы с изображением, звуком и текстом. Ученики увлечены бесчисленными интерактивными возможностями, переживают положительные эмоции, чувство успеха и гордости". Однако означает ли это, что мультимедийные технологии скоро совсем заменят учителя? Нет, в один голос говорят эксперты. "Без грамотного и опытного педагога электронное обучение теряет смысл, - уверен Денис Мамонтов. – Чтобы понять это, достаточно просто понаблюдать за учеником, оставленным наедине, например, с интерактивным курсом физики. Без руководства педагога ребенок начинает отвлекаться, уходить в какие-то другие разделы, "экспериментировать" с кнопками… В результате содержание урока упускается". "Электронное обучение не заменит учителя, - говорит Наталия Гомулина. – Никакая интерактивная модель математического маятника не заменит реального физического эксперимента, когда учащийся просто подвесит на веревке какую-нибудь шайбу и, изменяя длину веревки, будет отмечать разные периоды колебаний. Другое дело, если потом показать ученику интерактивную модель и изменить ускорение свободного падения". Так что едва ли современные технологии электронного обучения оставят учителей без работы. Однако осваивать работу с мультимедийными образовательными ресурсами российским учителям необходимо: очевидно, что совсем скоро это будет одним из обязательных профессиональных навыков. Сегодня уже нельзя не замечать, что у интерактивного обучения большое будущее. И кадетское образование в этом смысле мало чем отличается от общего. Подробнее о возможностях электронного обучения можно почитать на сайте компании "Компетентум" (www.competentum.ru) в разделе для учебных заведений. | |