НОВОСТИ

16.02.2011  

Недописанная книга

Из книги отзывов выпускников:

«Наш кадетский корпус – это такое место, откуда не хочется уходить». Анна Могилина, выпускница 2009г. курсант 2-го курса Серпуховского военного института РВСН.

Если театр начинается с вешалки, то Белокалитвинский имени Матвея Платова казачий кадетский корпус - с вестибюля. Говорить о музее пока ещё рано – корпус в будущем году отметит своё десятилетие – но солидный задел для него уже имеется – это десятки грамот, кубков, памятных призов, почётных дипломов и фотографий  лучших воспитанников. Одного обхода достаточно, чтобы сделать вывод – всё увиденное, отнюдь не дешёвая реклама.  Каждый, кто решил стать кадетом, должен отчётливо представлять, для чего он сюда пришёл.

  Кадетский корпус и его директор, Юрий Иванович Леонов – две половинки единого целого, счастливым образом нашедшие друг друга. На мой вопрос, как он оказался здесь и в этой роли, я услышал интересный рассказ.

 - Закончилось детство, и я вдруг понял, что многого не знаю и не умею.  Мне казалось, что родители, учителя должны были мне дать гораздо больше.  Меня одолевали вопросы, на которые я не получал ответа.  Ко всему, я был мальчишкой с откровенно хулиганскими наклонностями. Вместе с  друзьями мы запросто могли спровоцировать драку, обидеть без причины совершенно незнакомого человека. Потом отслужил в армии,  окончил военное училище, стал офицером.  Юношеская блажь прошла, но осталось чувство прежней неудовлетворённости. За годы службы в ВВС освоил прыжки с парашютом, акваланг, рукопашный бой, изучил методы выживания в экстремальных условиях. Уже где-то к сорока годам стало приходить понимание того, что не имею право держать при себе накопленный опыт.  Так я оказался в Ахтубинской школе-интернате первоначальной лётной подготовки. Бегал с мальчишками  кроссы, ходил в зимние походы с ночёвкой, учил их выживать и оставаться при этом людьми.  Всё было – слёзы,  стоны «я больше не могу», страхи родителей,  тяжёлые объяснения с начальством, недопонимание.  До сих пор получаю  письма благодарности.

 Из книги отзывов выпускников:

«Я, Малюченков Сергей Игоревич отслужил в Вооружённых Силах. Хочу сказать огромное спасибо всем воспитателям кадетского корпуса за то, что правильно меня воспитывали. Это не раз помогало мне в трудных ситуациях. В кадетском корпусе я приобрёл выдержку, твёрдый характер и цель в жизни».

  В последнее время, детская тема в российских СМИ, получила весьма специфическое освещение. Её главные действующие лица - извращенцы, насильники, садисты-воспитатели, чиновники, наживающиеся за счёт сирот, подростки, снимающие на камеры мобильных телефонов сцены глумления над своими жертвами. Почему у нас перестали замечать людей, для которых любовь к детям – не пустой звук, а смысл их существования? Почему на наших телеэкранах мы не видим  педагогов, милостью Божьей, чьё подвижничество и устремлённость к «разумному, доброму, вечному» не угасли в гибельном пламени «реформ»? Но нет ответа ни у именитых продюсеров ведущих телеканалов, ни у редакторов солидных печатных изданий. В том, далёком от нас мире, рейтинги, отягощённые праздным обывательским любопытством и доходами от рекламы, намного важнее духовного рейтинга погибающей страны.

 - Тогда, летом 2002 года, всё пришлось начинать с нуля,- продолжает свой рассказ Юрий Иванович. - Нам досталось порядком изношенное здание бывшей школы с прилегающей территорией, где должны были разместиться 200 только что набранных кадет. Для этого часть классов пришлось переоборудовать в жилые помещения, привести в порядок учебную базу и пищеблок. Помимо бытовых  предстояло решить кадровые и организационные вопросы  – подобрать воспитателей, сформировать педагогический коллектив, спланировать учебный процесс и внеклассную работу. Времени было в обрез, но мы успели и 1 сентября торжественно начали свой первый учебный год. Ко всему, казачий статус нашего кадетского корпуса нуждался в звучном имени, которое могло бы стать его символом, нравственным ориентиром. Так мы стали платовцами.

 

Из книги отзывов выпускников:

 «Я, гвардии рядовой Валерий Стальмахов выражаю огромную благодарность директору кадетского корпуса Юрию Ивановичу Леонову, его заместителю по воспитательной  работе Владимиру Николаевичу  Диденко, всему офицерскому составу и педагогам. Из обычных ребятишек вы делаете настоящих мужчин».

 Инициатива по возрождению кадетских корпусов принадлежит общественному движению, возникшему в середине лихих 90-х. Люди, стоявшие у его истоков, уже тогда понимали – будущее России находится в опасности. На многочисленные обращения к руководству страны последовала вялая реакция в виде Распоряжения Президента РФ от 9 апреля 1997 г. № 118-рп «О создании общеобразовательных учреждений – кадетских школ (школ-интернатов)», состоящее из трёх пунктов и больше похожее на обычную канцелярскую отписку, которую чуть позже дополнило Постановление Правительства РФ от 15 ноября 1997 года № 1427, утвердившее Типовое положение  о кадетской школе ( школе-интернате). Стоит напомнить, что кадетские корпуса – это начальные военные заведения. Сегодня они представляют собой пёстрый, разномастный, разношёрстый конгломерат, насчитывающий около сотни учебных заведений по всей России. Но если ведомственные, принадлежащие МО, МВД, ФСБ и МЧС вполне соответствуют своему названию, то с остальными вопросов намного больше, чем ответов.  Абсолютное их большинство, согласно существующей правовой базе - это школы – интернаты с неким особым кадетским статусом, формально не имеющие никакого отношения к системе подготовки военных кадров. Как говорится, нет худа без добра. Правовой вакуум неожиданно сослужил хорошую службу. У руководителей умных, инициативных и болеющих за дело, не стеснённых бюрократическими рамками, появилась реальная возможность проявить себя.  Секрет успеха Белокалитвинского казачьего кадетского корпуса на самом деле был прописан во всех советских учебниках педагогики. Наш разговор с Юрием Ивановичем продолжался.

 - Я всё это проходил сначала в высшем военно-политическом училище, а потом и в войсках  – сочетание обучения с физическим и нравственным воспитанием. Наши дети не только учатся, но и занимаются рукопашным боем, греблей, скалолазанием. Большинство кадет за годы учёбы совершают прыжки с парашютом, совершают многодневные походы, участвуют в художественной самодеятельности, но кто думает, что у нас нет проблем, тот глубоко заблуждается. Да, у нас есть некоторое преимущество перед обычной школой – своих  кадет мы отбираем, но ведь и условия обучения в кадетском корпусе сильно отличаются от школьных. Не так просто с 12 лет находиться вдали от семьи, подчиняться приказам, преодолевать большие физические нагрузки. Такая жизнь далеко не всем по силам. В некоторых взводах из 20 человек, начавших обучение  с шестого  класса, до выпуска доходят пять – семь.

  Не так давно в кадетском корпусе целую неделю работала  группа тележурналистов одного из ведущих  каналов Японии - NHK.  Их интерес носил далеко не праздный характер. Оказывается, проблемы воспитания подрастающего поколения у России и Японии очень схожи. Американские образовательные и культурные стандарты,  опрометчиво принятые на «вооружение» Страной Восходящего Солнца, оказали  разрушающее воздействие на молодёжь, которая начала утрачивать то, чем Япония всегда гордилась – приверженность к своим древним традициям. Нашествие информационных технологий  - достижение и беда современной цивилизации. Интернет, дающий возможность беспрепятственно общаться в режиме on-line, читать электронные версии книг, слушать музыку и скачивать полюбившиеся фильмы, одновременно выплеснул на нас мутные, смердящие потоки порнографии, пошлости, насилия. При кажущейся безграничной свободе информации,  жизнь целого поколения  оказалась затянутой в виртуальный  омут с невидимыми друзьями, безумными играми и бессмысленными блужданиями по социальным сетям .  К чести Юрия Ивановича и его коллег, они дали своим воспитанникам нечто большее и прекрасное – полноту и радость реальной, земной  человеческой жизни, с настоящей дружбой, многодневными походами, полётами на параплане, прыжками с парашютом и восхождением на Эльбрус. В его памяти навсегда останется первый выпуск. Тёплая, июньская ночь, берег Донца, лёгкий степной ветерок, наполненный ароматами степных трав и счастливые глаза его повзрослевших мальчишек.

 Из книги отзывов выпускников:

«Я студент МГУ, будущий технолог общественного питания, работаю поваром в ресторане. За всё, что достиг, я благодарен своей маме, руководству и преподавателям кадетского корпуса. Желаю Ю.И.Леонову  долгих лет жизни и железного терпения, а кадетам – уважения к преподавателям, целеустремлённости и успеха во всём». Выпускник 2008 года Игорь Лежнёв.

Директор кадетского корпуса с нежностью называет их про себя  «мои амазонки». Решение о наборе девочек в кадетский корпус далось нелегко – начальство не хотело рисковать.  Пришлось убеждать, что всю ответственность он берёт на себя. И «амазонки» не подвели. Очень скоро вместе со своим воспитателем Н.Н.Сергеевой они доказали  мужской половине, что ни в чём ей не уступают. В 2008 году состоялся первый выпуск. Почти все девочки поступили в ВУЗы, а Кристина Рукина, Анастасия Кнышева, Елена Манченко и Ольга Грошева стали курсантами Ростовского военного института ракетных войск.  Спустя почти 7 лет после первого набора, уже невозможно представить кадетский корпус без его девчонок, бегающих марш-броски, стреляющих из арбалета, владеющих приёмами рукопашного боя, прыгающих с парашютом, покоряющих горные вершины и вдохновенно танцующих вальс.  На сайте кадетского корпуса я прочёл слова одной из выпускниц, чьё имя и фамилию, к сожалению, так и не нашёл, но слова эти в наше лихое, смутное время дорогого стоят:

 « Эти 4 года – самые незабываемые в моей жизни. Я пережила в этих стенах всё – и радость, и печаль, и боль, и страх. Многое мы прошли вместе, крепко держась за руки. Я не жалею, что поступила в это замечательное учебное заведение, где узнала себя со всех сторон, открыла в себе что-то новое. Хочу сказать большое спасибо всем за труд, терпение, понимание и любовь. За 4 года корпус стал мне вторым домом, где у меня была мама – Надежда Николаевна Сергеева и папа – Юрий Иванович Леонов и, конечно же -  сёстры и братья».

Как хорошо, что у них есть свой ВТОРОЙ ДОМ, в то время  как страну превращают  в Дом-2.

  Кадетский корпус чем-то напоминает обитаемый остров посреди бушующего океана. Каждый приходит сюда своей дорогой – кто-то сам, кто с родителями, а кого-то выбрасывает, как обессилевшего матроса после кораблекрушения. Здесь рядом  учатся дети из вполне благополучных и неполных семей, круглые сироты и сироты при живых родителях. Как это не парадоксально, но именно за бетонным забором, в условиях максимально приближенных к армейским, где ходят строем и подчиняются приказам, находят своё спасение  от  воцарившейся безнравственности и дорогу в жизнь эти девчонки и мальчишки. Здесь никого не держат, помимо воли, но те, кто прошёл кадетской дорогой до конца, чувствуют себя немножко особенными.

Из книги отзывов выпускников:

 « Я, Рубай Роман Александрович, закончил Военную академию Войск ПВО и получил воинское звание «лейтенант». Благодарю командование кадетского корпуса за старание и терпение во время нашего обучения».

 Директор искренне дорожит своей командой, особенно теми, кто с ним вместе с самых первых дней –   В.Н Диденко, Л.П. Махиной, И.И. Коржовой, А.П. Соловьёвым, В.А. Телиным.  Особая категория – воспитатели.  Н.Д. Соколов, Н.Н. Сергеева, С.Л.Смолянинов, А.Ф. Кнышев и их коллеги  уже давно не сетуют на маленькие зарплаты и на превратности судьбы, а все эти годы приходят сюда и отдают своим воспитанникам самое дорогое -  частичку своей души.  Здесь, в кадетском корпусе, сложилась своя, особая человеческая атмосфера, которой чужд современный корпоративный дух жёсткой, холодной, деловой конкуренции, царящий в современных офисах.  Здесь по-иному воспринимаются слова «цена» и «результат», потому что под первым подразумевается бескорыстный, нелёгкий, повседневный труд, а  под вторым – состоявшиеся  судьбы ребят.

  Мы почти отвыкли от хороших новостей, вернее, нас отучили от них. Но как жить, если  каждый  день начинается и завершается сообщениями о несчастьях и катастрофах? В кадетском корпусе правит бал позитив. Здесь ПРИНЯТО говорить об успехах и достижениях.  Да разве можно не вспомнить, как  в прошлом году группа кадет посетила крепость-герой Брест и встретила там рассвет 22 июня?  В июле команда  юных альпинистов под руководством М.М. Ермакова при активной помощи Фонда содействия кадетским корпусам имени А. Йордана, совершила восхождение на Эльбрус, а коллектив художественной самодеятельности успешно выступил на  фестивале «Кадетская симфония», что проходил в г.Уварово Тамбовской области. Награда за успешное выступление  -  приглашение выступить на IV Сборе русских кадет в Сербии летом 2011 года. Тем же летом на всероссийском конкурсе «Кому из нас атаманом быть» в Волгограде, белокалитвинцы заняли первое место. Сюда же можно добавить личное достижение Юли Димитровой - её 11-й парашютный прыжок. Недавно Юрий Иванович установил ещё одну добрую традицию – каждый выпускник, посетивший свою Alma Mater, должен непременно оставить запись в книге, что находится в его кабинете. Вот некоторые из них.

 «Мои любимые воспитатели и учителя!!! Я всем сердцем благодарна  Вам за всё, чему меня учили. Очень скучаю и люблю  Вас! Вы – часть моей жизни». Студентка Санкт-Петербургской академии управления и экономики Дарья Веселова.

 «Дорогой корпус!!! Очень скучаю. Так нелегко писать и подбирать слова. Здесь моя жизнь изменилась. Всегда буду помнить родные стены,  преподавателей, свой взвод – 11-2». Студентка Национального института бизнеса Юлия Бакумова.

Что такое истинное богатство? Наверняка, кто-то назовёт  запредельные суммы на банковских счетах,  престижные марки автомобилей, виллы в райских уголках земли. У Юрия Ивановича есть эта книга, в которой ещё так много неисписанных страниц.

Александр Агеев


Новости кадетских корпусов

Новости Фонда

Анонсы

Новости конкурса "Добро творим вместе"