НОВОСТИ
16.02.2011
Недописанная книгаИз книги отзывов выпускников: «Наш кадетский корпус – это такое место, откуда не хочется уходить». Анна Могилина, выпускница 2009г. курсант 2-го курса Серпуховского военного института РВСН. Если театр начинается с вешалки, то Белокалитвинский имени Матвея Платова казачий кадетский корпус - с вестибюля. Говорить о музее пока ещё рано – корпус в будущем году отметит своё десятилетие – но солидный задел для него уже имеется – это десятки грамот, кубков, памятных призов, почётных дипломов и фотографий лучших воспитанников. Одного обхода достаточно, чтобы сделать вывод – всё увиденное, отнюдь не дешёвая реклама. Каждый, кто решил стать кадетом, должен отчётливо представлять, для чего он сюда пришёл. Кадетский корпус и его директор, Юрий Иванович Леонов – две половинки единого целого, счастливым образом нашедшие друг друга. На мой вопрос, как он оказался здесь и в этой роли, я услышал интересный рассказ. - Закончилось детство, и я вдруг понял, что многого не знаю и не умею. Мне казалось, что родители, учителя должны были мне дать гораздо больше. Меня одолевали вопросы, на которые я не получал ответа. Ко всему, я был мальчишкой с откровенно хулиганскими наклонностями. Вместе с друзьями мы запросто могли спровоцировать драку, обидеть без причины совершенно незнакомого человека. Потом отслужил в армии, окончил военное училище, стал офицером. Юношеская блажь прошла, но осталось чувство прежней неудовлетворённости. За годы службы в ВВС освоил прыжки с парашютом, акваланг, рукопашный бой, изучил методы выживания в экстремальных условиях. Уже где-то к сорока годам стало приходить понимание того, что не имею право держать при себе накопленный опыт. Так я оказался в Ахтубинской школе-интернате первоначальной лётной подготовки. Бегал с мальчишками кроссы, ходил в зимние походы с ночёвкой, учил их выживать и оставаться при этом людьми. Всё было – слёзы, стоны «я больше не могу», страхи родителей, тяжёлые объяснения с начальством, недопонимание. До сих пор получаю письма благодарности. Из книги отзывов выпускников: «Я, Малюченков Сергей Игоревич отслужил в Вооружённых Силах. Хочу сказать огромное спасибо всем воспитателям кадетского корпуса за то, что правильно меня воспитывали. Это не раз помогало мне в трудных ситуациях. В кадетском корпусе я приобрёл выдержку, твёрдый характер и цель в жизни». В последнее время, детская тема в российских СМИ, получила весьма специфическое освещение. Её главные действующие лица - извращенцы, насильники, садисты-воспитатели, чиновники, наживающиеся за счёт сирот, подростки, снимающие на камеры мобильных телефонов сцены глумления над своими жертвами. Почему у нас перестали замечать людей, для которых любовь к детям – не пустой звук, а смысл их существования? Почему на наших телеэкранах мы не видим педагогов, милостью Божьей, чьё подвижничество и устремлённость к «разумному, доброму, вечному» не угасли в гибельном пламени «реформ»? Но нет ответа ни у именитых продюсеров ведущих телеканалов, ни у редакторов солидных печатных изданий. В том, далёком от нас мире, рейтинги, отягощённые праздным обывательским любопытством и доходами от рекламы, намного важнее духовного рейтинга погибающей страны. - Тогда, летом 2002 года, всё пришлось начинать с нуля,- продолжает свой рассказ Юрий Иванович. - Нам досталось порядком изношенное здание бывшей школы с прилегающей территорией, где должны были разместиться 200 только что набранных кадет. Для этого часть классов пришлось переоборудовать в жилые помещения, привести в порядок учебную базу и пищеблок. Помимо бытовых предстояло решить кадровые и организационные вопросы – подобрать воспитателей, сформировать педагогический коллектив, спланировать учебный процесс и внеклассную работу. Времени было в обрез, но мы успели и 1 сентября торжественно начали свой первый учебный год. Ко всему, казачий статус нашего кадетского корпуса нуждался в звучном имени, которое могло бы стать его символом, нравственным ориентиром. Так мы стали платовцами.
Из книги отзывов выпускников: «Я, гвардии рядовой Валерий Стальмахов выражаю огромную благодарность директору кадетского корпуса Юрию Ивановичу Леонову, его заместителю по воспитательной работе Владимиру Николаевичу Диденко, всему офицерскому составу и педагогам. Из обычных ребятишек вы делаете настоящих мужчин». Инициатива по возрождению кадетских корпусов принадлежит общественному движению, возникшему в середине лихих 90-х. Люди, стоявшие у его истоков, уже тогда понимали – будущее России находится в опасности. На многочисленные обращения к руководству страны последовала вялая реакция в виде Распоряжения Президента РФ от 9 апреля 1997 г. № 118-рп «О создании общеобразовательных учреждений – кадетских школ (школ-интернатов)», состоящее из трёх пунктов и больше похожее на обычную канцелярскую отписку, которую чуть позже дополнило Постановление Правительства РФ от 15 ноября 1997 года № 1427, утвердившее Типовое положение о кадетской школе ( школе-интернате). Стоит напомнить, что кадетские корпуса – это начальные военные заведения. Сегодня они представляют собой пёстрый, разномастный, разношёрстый конгломерат, насчитывающий около сотни учебных заведений по всей России. Но если ведомственные, принадлежащие МО, МВД, ФСБ и МЧС вполне соответствуют своему названию, то с остальными вопросов намного больше, чем ответов. Абсолютное их большинство, согласно существующей правовой базе - это школы – интернаты с неким особым кадетским статусом, формально не имеющие никакого отношения к системе подготовки военных кадров. Как говорится, нет худа без добра. Правовой вакуум неожиданно сослужил хорошую службу. У руководителей умных, инициативных и болеющих за дело, не стеснённых бюрократическими рамками, появилась реальная возможность проявить себя. Секрет успеха Белокалитвинского казачьего кадетского корпуса на самом деле был прописан во всех советских учебниках педагогики. Наш разговор с Юрием Ивановичем продолжался. - Я всё это проходил сначала в высшем военно-политическом училище, а потом и в войсках – сочетание обучения с физическим и нравственным воспитанием. Наши дети не только учатся, но и занимаются рукопашным боем, греблей, скалолазанием. Большинство кадет за годы учёбы совершают прыжки с парашютом, совершают многодневные походы, участвуют в художественной самодеятельности, но кто думает, что у нас нет проблем, тот глубоко заблуждается. Да, у нас есть некоторое преимущество перед обычной школой – своих кадет мы отбираем, но ведь и условия обучения в кадетском корпусе сильно отличаются от школьных. Не так просто с 12 лет находиться вдали от семьи, подчиняться приказам, преодолевать большие физические нагрузки. Такая жизнь далеко не всем по силам. В некоторых взводах из 20 человек, начавших обучение с шестого класса, до выпуска доходят пять – семь. Не так давно в кадетском корпусе целую неделю работала группа тележурналистов одного из ведущих каналов Японии - NHK. Их интерес носил далеко не праздный характер. Оказывается, проблемы воспитания подрастающего поколения у России и Японии очень схожи. Американские образовательные и культурные стандарты, опрометчиво принятые на «вооружение» Страной Восходящего Солнца, оказали разрушающее воздействие на молодёжь, которая начала утрачивать то, чем Япония всегда гордилась – приверженность к своим древним традициям. Нашествие информационных технологий - достижение и беда современной цивилизации. Интернет, дающий возможность беспрепятственно общаться в режиме on-line, читать электронные версии книг, слушать музыку и скачивать полюбившиеся фильмы, одновременно выплеснул на нас мутные, смердящие потоки порнографии, пошлости, насилия. При кажущейся безграничной свободе информации, жизнь целого поколения оказалась затянутой в виртуальный омут с невидимыми друзьями, безумными играми и бессмысленными блужданиями по социальным сетям . К чести Юрия Ивановича и его коллег, они дали своим воспитанникам нечто большее и прекрасное – полноту и радость реальной, земной человеческой жизни, с настоящей дружбой, многодневными походами, полётами на параплане, прыжками с парашютом и восхождением на Эльбрус. В его памяти навсегда останется первый выпуск. Тёплая, июньская ночь, берег Донца, лёгкий степной ветерок, наполненный ароматами степных трав и счастливые глаза его повзрослевших мальчишек. Из книги отзывов выпускников: «Я студент МГУ, будущий технолог общественного питания, работаю поваром в ресторане. За всё, что достиг, я благодарен своей маме, руководству и преподавателям кадетского корпуса. Желаю Ю.И.Леонову долгих лет жизни и железного терпения, а кадетам – уважения к преподавателям, целеустремлённости и успеха во всём». Выпускник 2008 года Игорь Лежнёв. Директор кадетского корпуса с нежностью называет их про себя «мои амазонки». Решение о наборе девочек в кадетский корпус далось нелегко – начальство не хотело рисковать. Пришлось убеждать, что всю ответственность он берёт на себя. И «амазонки» не подвели. Очень скоро вместе со своим воспитателем Н.Н.Сергеевой они доказали мужской половине, что ни в чём ей не уступают. В 2008 году состоялся первый выпуск. Почти все девочки поступили в ВУЗы, а Кристина Рукина, Анастасия Кнышева, Елена Манченко и Ольга Грошева стали курсантами Ростовского военного института ракетных войск. Спустя почти 7 лет после первого набора, уже невозможно представить кадетский корпус без его девчонок, бегающих марш-броски, стреляющих из арбалета, владеющих приёмами рукопашного боя, прыгающих с парашютом, покоряющих горные вершины и вдохновенно танцующих вальс. На сайте кадетского корпуса я прочёл слова одной из выпускниц, чьё имя и фамилию, к сожалению, так и не нашёл, но слова эти в наше лихое, смутное время дорогого стоят: « Эти 4 года – самые незабываемые в моей жизни. Я пережила в этих стенах всё – и радость, и печаль, и боль, и страх. Многое мы прошли вместе, крепко держась за руки. Я не жалею, что поступила в это замечательное учебное заведение, где узнала себя со всех сторон, открыла в себе что-то новое. Хочу сказать большое спасибо всем за труд, терпение, понимание и любовь. За 4 года корпус стал мне вторым домом, где у меня была мама – Надежда Николаевна Сергеева и папа – Юрий Иванович Леонов и, конечно же - сёстры и братья». Как хорошо, что у них есть свой ВТОРОЙ ДОМ, в то время как страну превращают в Дом-2. Кадетский корпус чем-то напоминает обитаемый остров посреди бушующего океана. Каждый приходит сюда своей дорогой – кто-то сам, кто с родителями, а кого-то выбрасывает, как обессилевшего матроса после кораблекрушения. Здесь рядом учатся дети из вполне благополучных и неполных семей, круглые сироты и сироты при живых родителях. Как это не парадоксально, но именно за бетонным забором, в условиях максимально приближенных к армейским, где ходят строем и подчиняются приказам, находят своё спасение от воцарившейся безнравственности и дорогу в жизнь эти девчонки и мальчишки. Здесь никого не держат, помимо воли, но те, кто прошёл кадетской дорогой до конца, чувствуют себя немножко особенными. Из книги отзывов выпускников: « Я, Рубай Роман Александрович, закончил Военную академию Войск ПВО и получил воинское звание «лейтенант». Благодарю командование кадетского корпуса за старание и терпение во время нашего обучения». Директор искренне дорожит своей командой, особенно теми, кто с ним вместе с самых первых дней – В.Н Диденко, Л.П. Махиной, И.И. Коржовой, А.П. Соловьёвым, В.А. Телиным. Особая категория – воспитатели. Н.Д. Соколов, Н.Н. Сергеева, С.Л.Смолянинов, А.Ф. Кнышев и их коллеги уже давно не сетуют на маленькие зарплаты и на превратности судьбы, а все эти годы приходят сюда и отдают своим воспитанникам самое дорогое - частичку своей души. Здесь, в кадетском корпусе, сложилась своя, особая человеческая атмосфера, которой чужд современный корпоративный дух жёсткой, холодной, деловой конкуренции, царящий в современных офисах. Здесь по-иному воспринимаются слова «цена» и «результат», потому что под первым подразумевается бескорыстный, нелёгкий, повседневный труд, а под вторым – состоявшиеся судьбы ребят. Мы почти отвыкли от хороших новостей, вернее, нас отучили от них. Но как жить, если каждый день начинается и завершается сообщениями о несчастьях и катастрофах? В кадетском корпусе правит бал позитив. Здесь ПРИНЯТО говорить об успехах и достижениях. Да разве можно не вспомнить, как в прошлом году группа кадет посетила крепость-герой Брест и встретила там рассвет 22 июня? В июле команда юных альпинистов под руководством М.М. Ермакова при активной помощи Фонда содействия кадетским корпусам имени А. Йордана, совершила восхождение на Эльбрус, а коллектив художественной самодеятельности успешно выступил на фестивале «Кадетская симфония», что проходил в г.Уварово Тамбовской области. Награда за успешное выступление - приглашение выступить на IV Сборе русских кадет в Сербии летом 2011 года. Тем же летом на всероссийском конкурсе «Кому из нас атаманом быть» в Волгограде, белокалитвинцы заняли первое место. Сюда же можно добавить личное достижение Юли Димитровой - её 11-й парашютный прыжок. Недавно Юрий Иванович установил ещё одну добрую традицию – каждый выпускник, посетивший свою Alma Mater, должен непременно оставить запись в книге, что находится в его кабинете. Вот некоторые из них. «Мои любимые воспитатели и учителя!!! Я всем сердцем благодарна Вам за всё, чему меня учили. Очень скучаю и люблю Вас! Вы – часть моей жизни». Студентка Санкт-Петербургской академии управления и экономики Дарья Веселова. «Дорогой корпус!!! Очень скучаю. Так нелегко писать и подбирать слова. Здесь моя жизнь изменилась. Всегда буду помнить родные стены, преподавателей, свой взвод – 11-2». Студентка Национального института бизнеса Юлия Бакумова. Что такое истинное богатство? Наверняка, кто-то назовёт запредельные суммы на банковских счетах, престижные марки автомобилей, виллы в райских уголках земли. У Юрия Ивановича есть эта книга, в которой ещё так много неисписанных страниц.
Александр Агеев | |