НОВОСТИ

02.03.2011  

«НАША НАДЕЖДА – НАШИ КАДЕТЫ»

Каждый мальчишка, живущий у моря, наверняка, хоть однажды мечтал стать моряком. И видел себя на палубе корабля, рассекающего крутую волну во время боевого похода.  Именно для таких ребят на Балтике, в самом западном регионе нашей страны – Калининградской области - создан Андрея Первозванного Кадетский морской корпус.

О том, как сегодня работает в Калининграде Андрея Первозванного Кадетский морской корпус, как его педагоги справляются с проблемами воспитания мальчишек  беседует с директором этого учебного заведения Татьяной Михайловной  Бартминской беседует ответственный редактор журнала "Российская Кадетская Перекличка" Алексей Воробьев.

 

- Татьяна Михайловна, почему вы приняли решение возглавить кадетский корпус?

- В моей профессиональной деятельности в системе образования не было только одного –  работы на должности директора общеобразовательного учреждения. Была воспитателем в детском саду, заместителем директора школы, главным специалистом по лицензированию образовательных учреждений, начальником отдела образования, начальником отдела опеки и попечительства, была заместителем председателя комиссии по делам несовершеннолетних города Калининграда.

Работая на перечисленных должностях, постоянно общаясь с директорами общеобразовательных учреждений, я поняла, насколько эта работа интересна и продуктивна. Директор всегда с детьми, всегда видит их глаза, а они говорят о многом. Образно говоря, как, какими глазами тебя встретят дети, так ты и будешь по жизни идти.  И мне было интересно попробовать себя в этом качестве.

Поэтому когда в  министерстве образования Калининградской области объявили конкурс на замещение вакантной должности директора     школы-интерната «Андрея Первозванного кадетского морского корпуса», я решила попробовать. Много читала о кадетском образовании, мне многое оказалось близким.

- Все-таки женщина  - руководитель чисто мужского коллектива – это пока довольно редкое явление. Наверное, на Ваше решение повлиял тот факт, что вы выросли в военной среде. Немного подробней, пожалуйста, о военных в вашей жизни.

 -  Мой папа был участником Великой Отечественной войны. Так получилось, что до войны он стал «сыном полка» одной из воинских частей на Дальнем Востоке, откуда и ушел на фронт почти в ее самом начале. Был награжден многими  медалями. Дошел до Берлина. Оттуда вернулся в Белоруссию, где и женился на моей маме. Он несколько раз получал серьезные ранения, поэтому, может быть, и ушел из жизни так рано – в 1987 году. Светлая ему память! Брат, как и муж, был офицером Советской, а потом Российской армии, сейчас в запасе.  Естественно, что их круг, а значит  и круг моих друзей  – это, действительно, люди преданные военному делу, которое они избрали.

- То есть слова «Есть такая профессия – Родину защищать» Вам  давно и хорошо знакомы?

- Конечно. Поэтому решила, что смогу взять на себя такой груз и стать директором учреждения, главная цель которого – подготовка мальчишек к воинской службе, давать им азы возможной будущей профессии – офицеров российской армии и флота. Это для меня еще и память об ушедших из жизни близких людях, настоящих офицерах, для которых слова «честь офицера» были не пустым звуком.

- Есть ли какие-то особенности у тех, кто идет учиться в кадетские корпуса, отличаются ли они чем-то от обычных школьников? В чем это проявляется внешне и как отражается на работе педагогов?

- Кадетская школа-интернат, конечно, очень серьезно отличается от других образовательных учреждений подобного типа. Среди воспитанников -одни мальчишки, военно-морская специфика, воспитатели, как правило, офицеры запаса.

Какими бы ни были наши ребята, пусть они никогда не пойдут на войну, но все свои дела они должны соизмерять со словами  «Долг», «Честь», «Совесть». То есть везде им надо стремиться вкладывать свое сердце и душу, быть честным, порядочным,  по большому счету, принципиальным человеком.

Естественно поэтому, что в корпусе большое внимание уделяется патриотическому воспитанию. Защитник Отечества должен быть крепким физически, а, значит, много времени у нас уделяется физкультуре и спорту, действует несколько спортивных секций. Но в то же время настоящий мужчина должен быть сильным духом, поэтому разработана программа воспитания кадет на основе истинных христианских ценностей. Мы тесно сотрудничаем с Калининградской епархией РПЦ. Не забываем и о культурном, эстетическом развитии кадет, ведь наша главная цель - воспитать разносторонне развитую личность.

- Легко ли создавался педагогический коллектив, возникали ли здесь проблемы? Как их преодолевали?

- Конечно, были определенные трудности. Дело в том, что со дня своего образования в 2000-м году КШИ АПКМК никогда не имел своих площадей. Все эти годы он размещался на базе Балтийского военно-морского института им. Ушакова. Это, естественно, накладывало определенный отпечаток, и с переездом на новое место многое пришлось кардинально перестраивать.

Возникли и новые требования к подбору педагогов и воспитателей. Кроме того, честно говоря, я такой человек, для которого очень много значат доверительные отношения. Поэтому всегда бывает тяжело разочаровываться в людях, которым доверяешь. Но, несмотря на это, принципов подбора, как сейчас модно говорить, в команду я не изменила - старалась подбирать людей, которым могла бы полностью доверить ответственные участки в педагогической работе. Здесь на первый план выходит профессионализм. И мне нравится, что мои коллеги верой и правдой служат той миссии, которая сейчас стоит перед ними.

- Кадетский корпус – модель «закрытого» воспитания, предполагающая наличие интерната. Однако полностью изолировать воспитанников от негативного влияния не всегда благоприятной внешней среды сегодня мало кому удается. Как с этими трудностями справляются педагоги вашего корпуса?

-  Я считаю очень важным создание условий для пробуждения духовной жизни в ребенке и ее развития, это первостепенная задача каждого педагога. Кадетские корпуса, благодаря установленному в них порядку, такими возможностями располагают. Положительную роль играет обособленность корпуса, которая нисколько не умаляет внутреннюю свободу учащихся, а, напротив, способствует их духовному росту.

 Однако, несмотря на определенную закрытость, мы не замыкается в собственных стенах, участвуем в городских, областных и всероссийских мероприятиях.

- Принято считать, что корпус готовит воспитанников для дальнейшего служения Отечеству, и в связи с этим от региональных властей должны (могли бы) поступать некие социальные заказы на подготовку молодых людей с соответствующими позитивными качествами. Как в этом плане обстоит дело в вашей области? Есть сформулированные пожелания от руководства региона?

- Наш корпус посещали и губернатор области, и председатель областной Думы, которые горячо поддержали саму идею создания такого учреждения образования. Здесь ребята в первую очередь  приобретают такие качества, как умение работать в коллективе, ответственность, патриотизм. А это пригодится не только в случае, если они свяжут свою жизнь с воинской службой, но и на любом другом поприще.

- Чего, на Ваш взгляд, пока не хватает кадетскому образованию в России, какие фундаментальные вопросы еще предстоит решить, в том числе и на федеральном уровне?

- Пока, к сожалению, нет четких критериев, регламентирующих определенные правила пребывания детей в кадетских школах. Поэтому возникают порой ситуации, требующие неординарного подхода, что может вызвать определенную негативную реакцию. Но мы стараемся всегда действовать в рамках закона об образовании.

- Можно ли уже говорить о положительных результатах работы корпуса?

- Корпусу чуть более 10 лет, поэтому пока рано говорить об адмиралах, генералах, каких-то известных государственных деятелях  России - выходцах из нашего корпуса. Но многие из наших выпускников поступили в военные вузы, стали  офицерами Российской армии и флота, достойно несут звание кадета во взрослой жизни. Они приходят в свой ставшим родным корпус, делятся с младшими кадетами своим опытом, предостерегают от возможных ошибок. Не зря же существует кадетское братство, это не для красного словца. Кстати, в корпусе выпускается газета с аналогичным названием, в которой затрагиваются разные, в том числе весьма серьезные проблемы.

- Не сталкиваются ли выпускники (и старшие воспитанники) корпуса с некими противоречиями между тем, чему их учили в КМК, какие принципы и взгляды воспитывали,  и реальной, жесткой (а порой и откровенно циничной) «взрослой» действительностью? Как ребята преодолевают эти противоречия и находят свой правильный путь?

- Наши преподаватели и воспитатели помогают своим подопечным уже с самого юного возраста подготовиться к тому, чтобы не было дискомфорта при выходе за территорию корпуса. Очень тесно взаимодействуем с родителями. Со своими проблемами ребята всегда могут обратиться к психологу. Проводим встречи с интересными людьми в недавно открытой «Кают-компании», на которых кадеты задают любые вопросы.

- Какими Вы видите перспективы развития вашего корпуса? Какие новые идеи намерены внедрить и реализовать? И на чью поддержку надеетесь в своих перспективных планах?

- Наш кадетский корпус – это большой корабль, имя которому «Кадетское братство». Находясь на этом корабле, мы учились вместе жить, помогая друг другу преодолевать трудности, ценить настоящую мужскую дружбу, высоко и достойно нести традиции российского кадетства, помнить о тех, кто не поскупился поделиться щедротой своего большого человеческого сердца, дал путевку в жизнь.

Корабль не может долго стоять в гавани. Ему нужен простор, движение к новым островам надежды. Наша надежда – это наши кадеты, которые, я уверена, станут достойными защитниками своего Отечества и совершат немало  славных дел на благо России.

 

Методические пособия и программы, разработанные педагогами Андрея Первозванного Кадетского морского корпуса смотрите здесь.



Новости кадетских корпусов

Новости Фонда

Анонсы

Новости конкурса "Добро творим вместе"