НОВОСТИ
18.11.2005
Отызвы о книге "Кадетские корпуса Российской Империи"Заместитель командира 6 роты Красноярского кадетского корпуса Припадаев А.Н. "Кадетские корпуса Российской империи" - уникальная книга, посвященная истории создания и развития кадетских корпусов России XVIII – начала XX вв. Ее уникальность заключается не только в том, что это первая исчерпывающая летопись всех кадетских корпусов и жизнеописание многих выдающихся кадетов, но и в том, что в ней отражена историческая связь поколений российских кадетов. Первое, что хотелось бы отметить после прочтения, – выбор писателем жанра книги. Это не просто исторические сведения или архивные материалы по истории создания и деятельности этих элитарных учреждений, а исторические очерки, написанные "легким", "живым" языком. Поэтому возникает некая двойственность в отношении книги: с одной стороны, книга не рассчитана на широкого читателя и больше предназначена для тех людей, которые непосредственно связаны с образованием и воспитанием в военно–учебных заведениях. С другой стороны, эта книга может быть своеобразным историческим ориентиром молодому поколению – выпускникам высших учебных заведений, которые будут в ближайшем будущем определять судьбу нашей Родины. На мой взгляд, книга "Кадетские корпуса Российской империи" ориентирована на формирование среди молодого поколения нового слоя общества, отличающегося истинным патриотизмом, верностью воинскому долгу, честью, бескорыстностью, широкой образованностью, чем и отличаются воспитанники кадетских корпусов. Эту тенденцию отражает и современное российское образование, одним из приоритетным направлением которого является патриотическое воспитание. Для меня наиболее интересным было увидеть исторические изменения в организации учебно-воспитательного процесса в кадетских корпусах, а именно изменение отношения к преподавательскому составу. Если в начале XVIII в. на работу в кадетский корпус принимались преподаватели, имевшие жилье недалеко от кадетского корпуса, а сама работа в корпусе не считалась особенно почетной и приносила весьма скромные доходы, то уже в начале XIX в. престиж педагогов повышается, вводятся военные льготы. К этому времени в кадетских корпусах складываются коллективы образованных корпусных офицеров, избранных главным образом из числа выпускников тех же корпусов. А при Николае I уже формируется наиболее стройная и рациональная система устройства кадетских корпусов. Интересный и неожиданный факт, который меня удивил в книге, это то, что в первую очередь именно кадетские корпуса подвергались внедрению различных инноваций и столь частому корректированию учебных программ. Поэтому можно предположить, что кадетские корпуса играли огромную роль в развитии классического образования в России, особенно во второй четверти XVIII в. Таким образом, можно утверждать, что история создания и развития кадетских корпусов в России – это история страны, поэтому, зная ее прошлое, можно смело смотреть в будущее. Воспитатель 62 взвода ГОУ кадетской школы- интерната "Красноярский кадетский корпус" им. А.И.Лебедя Ситников В.Е Прочитав два тома книги известного публициста В.А Гурковского об истории создания и развития кадетских корпусов России - начала веков, я пришел к мнению, что необходимость данной книги очевидна, так как не- многие воспитатели – офицеры и преподаватели что–либо знают о кадетском движении, традициях кадетских корпусов. В книге В.А Гурковского подробно рассказывается о каждом кадетском корпусе. Очень впечатляют фотографии –открытки с изображением помещений кадетских корпусов, особенно Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус и подробный рассказ о жизни этого корпуса и его директоре П.П Носовиче, который уделял большое внимание нравственному воспитанию кадет, их учебе и физическому состоянию. При чтении книги создается ощущение духа каждого кадетского корпуса, распорядка дня, подробности жизни кадет, особенно при рассказе о Полоцком кадетском корпусе. Полагаю данная книга может служить хорошим примером не только для преподавателей и воспитателей, но и самих кадет для более углубленного получения знаний о кадетских корпусах России, их традиций. Каждый кадет по выбору может подготовиться и рассказать другим кадетам и товарищам о прочитанном в форме доклада, лекции, что позволит в дальнейшем сравнить жизнь в их корпусе и жизнь кадет других кадетских корпусов в России. Глава "Кадетским корпусам в России быть" с имеющимися фотографиями поразила своей достоверностью и правдивостью про Сумский кадетский корпус, где рассказывается об А.М Саранчеве – о запрещении курить на территории кадетского корпуса, провинившихся жестоко наказывали. Хороша поговорка, почитаемая в кадетском корпусе: "Кто в малом не верен, тот и в большом ненадежен". Хорошие примеры в книге приведены про воспитателей, директоров кадетских корпусов, в частности о генерале Адамовиче, который составил кадетам "Шестьдесят семь моих заветов", которыми следовало бы руководствоваться выпускникам корпуса в течение всей своей жизни. Данная книга может подсказать, каким путем можно создать учебные заведения кадетского типа. Ведь тот исторический опыт организации учебного процесса не должен быть забыт. Видимо кадетские корпуса устроены по одному образу, сложившемуся в XVIII веке и, сравнивая с нашим Красноярским кадетским корпусом имени А.И Лебедя, отдаешь дань уважения людям, которые сумели возродить кадетские корпуса России, где главная отличительная черта - воспитание у российских кадет патриотизма, верность воинскому долгу, чести. Сравнивая кадет XVIII века и кадет сегодняшнего времени понимаешь, что длительное совместное пребывание в стенах кадетского корпуса, общий уклад жизни способствует воспитанию кадет в духе товарищества. Кадетские корпуса создавали и создают касту новых людей, проникнутую лучшими историческими традициями и будут формировать тот слой общества, который поведет за собой для служения Родине на военном и гражданском поприще. И эта книга, написанная В.А Гурковским, подводит читателя именно к этой мысли – служению Родине. Учитель истории ГОУ КШИ "Красноярский кадетский корпус им. А.И.Лебедя" Ярош А.П. Двухтомник В.А.Гурковского "Кадетские корпуса Российской империи", несомненно, займёт особое место среди публикаций, посвящённых кадетскому движению России. Предметом исследования автора является история кадетских корпусов в нашей стране с момента учреждения императрицей Анной Иоанновной в 1731 году Корпуса кадетов шляхетских детей до закрытия осенью 1922 года последнего кадетского корпуса, а также история пяти таких военных "заведений для отроков", которые после 1917 года функционировали за пределами России. Оба тома написаны в жанре исторического очерка. Главная ценность книги в том, что в ней собрана информация обо всех без исключения кадетских корпусах Российской империи. Богатейший фактический материал исследования – результат работы автора в нескольких больших российских библиотеках и исторических архивах. Второй том снабжён списком источников и именным указателем, поэтому книга имеет научную ценность. Основу ценнейшего иллюстративного материала составляют архивные документы, дореволюционные почтовые открытки и фотографии. Огромный интерес представляет описание системы воспитания, жизни и быта корпусов – от первого дня до их ликвидации. Показано становление и развитие данных учебных заведений на протяжении двух веков. Необходимо учесть, что до учреждения первого кадетского корпуса в России не существовало педагогической науки как таковой. Кадетские корпуса стали пионерами в разработке теоретических и практических наставлений по преподаванию большинства учебных предметов. Тем не менее, уже в XVIII веке корпуса играли огромную роль в распространении классического образования по всей России. В книге много повествований о знаменитых полководцах и военачальниках, которые в детские годы были кадетами. Актуальность авторского исследования не вызывает сомнения. В современной России, начиная с 1991 года, возрождается кадетское движение. Книга В.А.Гурковского, несомненно, поможет делу восстановления лучших кадетских традиций, духовному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Двухтомник написан доступным языком, оформлен богатейшим иллюстративным материалом и будет интересен всем, кто изучает военную историю, а также может стать учебным пособием для учителей и воспитанников кадетских корпусов. | |