НОВОСТИ

09.12.2006  

Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексий II газете Министерства внутренних дел РФ «Щит и меч»

— Ваше Святейшество, несколько лет назад было подписано соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством внутренних дел РФ. Аналогичные соглашения подписаны и в регионах России. В рубрике "Спаси и сохрани" нашей газеты мы не раз освещали эти события. Расскажите, по каким направлениям идет работа по реализации соглашения?

— В рамках подписанного соглашения Русская Православная Церковь проводит работу, направленную на духовно-нравственное просвещение сотрудников органов внутренних дел, курсантов училищ, солдат срочной службы, а также морально-психологическую реабилитацию сотрудников, для которых выполнение служебного долга связано с работой в экстремальных условиях.

Церковь всегда благословляла нелегкое служение людей, призванных оберегать жизнь и спокойствие в нашей стране, молилась о даровании мира и согласия в обществе. Сегодня именно сотрудники милиции обеспечивают безопасность граждан России, пресекают злые умыслы преступников.

Отрадно, что за последние годы немало сделано для восстановления некогда прерванного сотрудничества между Церковью и правоохранительными органами, цель которого — духовно-нравственное и патриотическое воспитание, укрепление государственности и повышение безопасности.

Сегодня Церковь вновь способствует объединению усилий в служении народу. Общими трудами священнослужителей и сотрудников правоохранительных учреждений создаются условия для духовного окормления милиционеров и членов их семей, что оказывает весьма благотворное воздействие на укрепление их веры и традиционных нравственных устоев. Руководство силовых министерств все более убеждается в том, что пастырская деятельность православного духовенства среди личного состава благотворно влияет на дисциплину и морально-психологический климат в коллективах, помогая предотвратить или минимизировать существующие негативные моменты.

Сейчас во многих воинских и правоохранительных коллективах имеются часовни, молельные комнаты и даже стационарные храмы, где проводятся беседы, совершаются Богослужения, Таинства Исповеди и Крещения.

Сотрудничество Министерства внутренних дел Российской Федерации с Русской Православной Церковью позволяет эффективно использовать духовный потенциал, которым обладает Православие, для защиты нашего культурного наследия, наших исторических традиций. Это, несомненно, способствует укреплению стабильности, преодолению угрозы духовной деградации граждан, снижению уровня преступности в стране. Постоянно напоминать человеку о его высоком призвании, его ответственности перед Богом и ближними — важнейшая задача Церкви, и это напоминание оберегает сограждан, особенно молодежь, от опасности совершения поступков, чреватых драматичными последствиями.

— Сейчас, как известно, на повестке дня стоит введение в Вооруженных Силах института военных священников. Чем обусловлена такая постановка вопроса? Что уже удалось сделать в этом направлении? На каких принципах будет строиться вся работа? Коснется ли она внутренних войск и других подразделений правоохранительных органов?

— Создание современной армии невозможно без включения духовной составляющей в воспитание защитника Родины. Более того, полноценная жизнь человека в армии немыслима без реализации религиозной свободы, гарантированной Конституцией России. К сожалению, до сих пор не разработан реальный правовой механизм обеспечения этой свободы для верующих людей, несущих военную службу. Необходимость специальных законодательных решений вытекает из того факта, что в воинских частях существует особый режим, ограничивающий военнослужащих в получении духовного попечения.

Опыт зарубежных стран показывает, что успешному решению многих проблем в армии способствует институт военного духовенства, поддерживаемый государством. Доступ священнослужителей к военнослужащим может быть эффективно обеспечен только в случае включения священников в организационную структуру Вооруженных Сил.

Такая практика давно существует в подавляющем большинстве стран мира, в частности, в Великобритании, Германии, Канаде, Франции, США и других. По этому пути уже пошли страны Балтии и Армения. Решение о создании института военного духовенства принято также в Украине и Грузии. Как вы знаете, такой институт существовал и в дореволюционной России. Однако его возрождение не должно сопровождаться разрушением действующей системы воспитательной работы в войсках, военное духовенство не должно подменять собой существующие органы воспитательной работы в армии. Его представители призваны трудиться рука об руку с командирами и офицерами-воспитателями.

Я положительно оцениваю идею законодательного оформления института военного духовенства и считаю, что это послужит развитию наиболее плодотворных форм сотрудничества религиозных организаций и правоохранительных органов.

— А как будут учитываться интересы верующих других, традиционных для России религий — мусульманства, иудаизма, буддизма?

— Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что институт военного духовенства повышает моральный дух в армии и способствует созиданию межрелигиозного мира среди военнослужащих. Однако это возможно при условии, что армия не рассматривается как поле для миссионерской деятельности, на котором различные религии борются за привлечение новых последователей. Следовательно, в армейской среде должны работать только те религиозные объединения, члены которых несут военную службу, причем работать среди своих последователей.

Наконец, отечественный опыт взаимодействия армии и религиозных организаций на протяжении последних десятилетий показал, что духовное попечение о военнослужащих не ведет к конфликтам на религиозной почве. Наоборот, пастырская забота оказалась востребованной среди военнослужащих. Она придает более человечный характер военной службе, укрепляет моральные силы воинов, наполняет военную службу глубоким нравственным содержанием. Все это способствует укреплению страны и приносит реальную общественную пользу.

— Ваше Святейшество, скажите несколько слов о традициях прошлого, об опыте взаимодействия Церкви с силовыми структурами в дореволюционной России, а также о работе Церкви в грозные годы Великой Отечественной войны.

— В дореволюционной России Церковь являлась институтом государственным, что и определяло характер взаимоотношений Церкви с армией и правоохранительными органами. Современность же требует от нас новых форм реализации сотрудничества. Речь идет не просто о возрождении старых традиций, а о приспособлении их к новым условиям. Это налагает на духовенство, служащее в воинских частях, особую ответственность.

В грозные годы Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь с первого дня войны благословила армию и весь народ на защиту Родины. Наших воинов хранили не только молитвы жен и матерей, но и ежедневная церковная молитва о даровании Победы. По призыву Церкви миллионы верующих приняли участие в сборе средств для создания танковой колонны "Димитрий Донской" и летной эскадрильи "Александр Невский". В огненном горниле испытаний многие обрели или укрепили свою веру. Немало было воинов, которые, исполнив долг ратного служения Родине, после войны стали служить Богу и своему народу в священном сане.

— Горячие точки. Какая работа по окормлению воинов и сотрудников правоохранительных органов проводится там?

— Сейчас в нашей Церкви де-юре нет института полковых священников, но де-факто военное духовенство в России существует: пастырскую работу в войсках и среди правоохранительных органов осуществляют приходские священники тех епархий, на территории которых расположены воинские части. Бесценную помощь оказывали и продолжают оказывать священнослужители в горячих точках: в миротворческих контингентах в Боснии, Косово, Абхазии, а также в подразделениях, выполняющих воинский долг на Северном Кавказе — в Чечне и Дагестане.

Именно в горячих точках многие обращаются к Православию, находя в нем духовную опору. Многие крестятся, причащаются, исповедуются. Там, в горячих точках, священнослужителям работы хватает, и работа эта весьма опасна: не секрет, что снайперы специально охотятся за православными батюшками. Огромная помощь оказывается православными пастырями в реабилитации военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов: порой один разговор со священнослужителем может заменить все реабилитационные мероприятия и процедуры.

— Сегодня в обществе усиливается деятельность деструктивных сект и экстремистских объединений. Что и как делается (совместно с правоохранительными органами) для противостояния этому "сатанинскому явлению"?

— Деятельность тоталитарных сект и экстремистских объединений входит в перечень проблем, беспокоящих сегодня каждого жителя земли независимо от его религиозной принадлежности. Среди наиболее злободневных из них — международный терроризм, истоки которого коренятся в нетерпимости к людям других взглядов, неуважении к их традициям. Идеологи террора строят свои спекуляции не только на острых социальных проблемах, но и на религиозной безграмотности, сепаратистских и националистических настроениях. Незнание элементарных основ религиозной культуры делает человека, в особенности молодого, уязвимым перед лицом опасных экстремистских течений и тоталитарных сект. Падение нравственных начал в обществе во многом является причиной ксенофобии и расовой неприязни.

Вот почему так важна миссия духовенства, помогающая человеку отделять истинную веру от религиозного суррогата, представляющего собой лишь средство для манипуляции людьми. Истинно религиозное воспитание формирует в обществе уважение к человеку, при котором нет места религиозной и национальной неприязни, осквернению религиозных святынь, оскорблениям чувств верующих. И потому духовное, нравственное и гуманитарное просвещение — это совместная задача и государства, и религиозных объединений. Подобные меры позволят не только упреждать этнорелигиозные конфликты, но и преодолевать другие социальные болезни современного мира.

— Сегодняшние кино, телевидение, театр, музыка, живопись, литература зачастую являются средством разрушения национального сознания. Сплошь и рядом идет оголтелая пропаганда террора, секса, разврата, убийства, воровства и цинизма. Не следует ли считать преступниками тех, кто убивает человека духовно, захватывая в заложники и растлевая его сознание, калеча его душу?

— Если мы обратимся к прошлому, то увидим что духовный облик человека XIX — XX веков определялся выдающимися творениями отечественной литературы — от древних летописей до высокохудожественных произведений, несущих в себе высокий нравственный потенциал. Читатель того времени воспитывался православными писателями. Внутренний мир наших современников, особенно молодежи, в большинстве случаев формируется рекламными и развлекательными передачами.

Многие люди перестают читать, увлекаясь легкой, не побуждающей к размышлению информацией, теряя вместе с тем чувство реальности окружающего их мира. Следствием является девальвация слова, когда язык из средства выражения мысли и орудия мышления становится лишь средством коммуникации.
В результате основные моральные понятия, формирующие личность, — ответственность, долг, милосердие, чадолюбие, воздержание, подвиг и жертвенность — оттесняются на периферию человеческого сознания, перестают оказывать значимое влияние на воспитание детей и подростков.

Сегодняшняя культурно-нравственная среда России, в которой развивается подрастающее поколение, оставляет все меньше места для духовности. В современном информационном пространстве главенствующие места занимают силы, далекие от православия, не признающие евангельских норм жизни, навязывающие людям часто вымышленную, негативную информацию, в которой события и сюжеты содержат потенциал жестокости, алчности и распущенности. Тем самым у зрителя, читателя или слушателя создается ложное впечатление о едва ли не нормативности греха.

Противостоять бездуховности — первоочередной долг не только Церкви, но и каждого гражданина. Нужно осознать, что исполнение этого долга требует новых подходов, не только творческих, но и законодательных. Понадобится большая и напряженная работа, и если не взяться за нее уже сегодня, то завтра исторические судьбы нашего народа могут оказаться под угрозой.

Интервью опубликовано в газете Министерства внутренних дел РФ "Щит и меч" (№45 (1061), 1 декабря 2006 года)


Новости кадетских корпусов

Новости Фонда

Анонсы

Новости конкурса "Добро творим вместе"