НОВОСТИ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ

27.02.2008  

По мнению психологов, система совместного обучения мешает развитию детей

23 февраля. Несколько семей собрались за одним столом, чтобы отметить мужской праздник. Благодушная и приятная во всех отношениях беседа, которая велась в начале вечера, постепенно переросла в легкие упреки жен своим мужьям. "Хотелось бы видеть рядом с собой настоящих мужчин", - высказывали пожелания женщины с акцентом на слове "настоящих". Свои претензии начала предъявлять в ответ и защищающаяся сторона. Как и первая, не без оснований. Действительно, сегодня мужчина как-то постепенно из добытчика и защитника превратился в существо среднего рода, семейный уклад которого сводится к трем "т": тахта, тапочки, телевизор. В такой семье жена поневоле берет на себя мужские обязанности и уже далеко не всегда стремится стать матерью, хранительницей очага. Принято считать, что все это результат прогресса: не нужно больше гоняться за мамонтом и постоянно поддерживать огонь в очаге. Впрочем, существуют иные точки зрения.

По мнению психологов, омужествлению женщин и феминизации мужчин способствует система совместного обучения ребят и девчат в общеобразовательных учреждениях. Детей приводят в первый класс в шесть-семь лет. К этому времени девочки в своем развитии опережают мальчиков на полтора-два года, а потому зачастую учатся лучше. Учитель начинает ставить в пример того, кто более успешен, то есть девочек. У мальчиков вырабатывается комплекс "неуспешности". Получается, что девочки "забивают" мальчишек изначально.

Здесь кроется причина проявляющейся позже привычки мужчины прятаться за женской спиной. Помещенные в общие с девочками классы мальчики начинают подражать одноклассницам и перенимать присущие им качества: прилежность, стремление услужить и понравиться. Ценности мужского характера и природные задатки - страсть к риску, жажда быть смелым и мужественным - заглушаются и нивелируются. А если учесть тот факт, что учителя в российских школах сплошь и рядом женщины, неудивительно, что мальчики начинают усваивать женский эталон социального поведения.

Не учитываются при совместном обучении особенности мышления и восприятия новой информации детьми разного пола. Например, девочкам нужно подробно объяснить тему, привести примеры, а после этого проверить, как они усвоили материал, предложив решить задачку. Мальчикам свойственно искать новые пути, быть первооткрывателями. Им лучше предложить сначала справиться с заданием самостоятельно, а уже потом обобщить, рассказать, как и почему именно так надо было действовать.

Каков же вывод? Большинство ученых и психологов считает, что, поскольку мальчики и девочки развиваются по-разному, у них разные интересы, игры, пристрастия, учить ребят лучше порознь, учитывая физические возможности, период полового созревания и психологию восприятия. В последние годы идея о необходимости раздельного обучения мальчиков и девочек так и витает в воздухе. Правда, находит одобрение только у психологов, ученых и учителей, да и то не у всех.

Пока идут споры о том, какие школы лучше - смешанные или разнополые, за рубежом все больше школ возрождает традицию раздельного обучения мальчиков и девочек (в Англии целые графства перешли на эту систему). В России тоже появляется такой опыт. В Москве, правда, школ с раздельным обучением всего полтора десятка, а вот в Республике Коми, например, 500, в Ставропольском крае - около 100. Провинция оказалась расторопнее столицы. Чаще всего это не отдельные школы, а классы в одном учебном заведении. В воспитании мальчиков основной упор делается на развитие мужественности, девочек - женственности. Дети занимаются раздельно, а общаются на переменах, на танцевальных занятиях, после уроков. Ребята проявляют галантность и заботу о девочках, а девочки не пытаются доминировать, подражая сорванцам, а стараются произвести впечатление своими хорошими манерами, умением красиво накрыть на стол, приготовить что-то вкусное.

Раздельные уроки физкультуры дали поразительный эффект: юноши-выпускники не только сильнее, но и выше ростом, чем их сверстники из смешанных классов. А все потому, что они перестали бояться выглядеть слабаками в глазах противоположного пола. Для девочек раздельное обучение тоже благо - у них лучше здоровье, чем у их сверстниц, да и знания более основательные.

Кстати, у нас в Красноярском крае школ с классами раздельного обучения негусто (Мариинские гимназии и Кадетские корпуса не в счет). Мне, по крайней мере, удалось узнать о существовании только одного подобного учебного заведения. Это лицей N 103 в Железногорске, ставший победителем конкурса "Лучшие школы России-2006". Более половины учащихся лицея - призеры олимпиад и конкурсов. Ежегодно каждый четвертый выпускник учебного заведения оканчивает его с золотой или серебряной медалью. Практически все юноши и девушки поступают в лучшие вузы страны, в том числе и столичные.

***

Если после прочтения статьи кому-то захотелось отдать свое чадо в класс с раздельным обучением, рискую огорчить этих родителей. В Ачинске такой практики пока нет. Единственные "однополые" учебные заведения города - Мариинская гимназия и Кадетский корпус. Попасть туда не просто - конкурс.

СПРАВКА "СГ"

Опрос 1500 респондентов, проведенный фондом "Общественное мнение" в конце декабря 2007 года, показал, что 72% населения страны - противники раздельного обучения. Дескать, зачем отступать от традиций? Сколько можно экспериментировать на детях? Но в том-то и дело, что это вовсе не эксперимент! Экспериментом является как раз совместное обучение школьников, возникшее в XX веке на волне борьбы за равноправие полов. До этого в течение тысячелетий (!) мальчики и девочки воспитывались и обучались раздельно. В 1918 году в нашей стране впервые ввели объединенные классы. В 1943-м снова вернулись к разделению по полу, но ненадолго: через 11 лет учащихся опять объединили.

Наталья Неведомская.


Новости кадетских корпусов

Новости Фонда

Анонсы

Новости конкурса "Добро творим вместе"