НОВОСТИ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ
27.06.2008
В школе — только девочкиВ этом году третий выпуск девушек прошел в женском классическом образовательном учреждении, созданном на базе одной из средних школ Калининского района Новосибирска. Это единственное подобное заведение в области. О результатах и проблемах эксперимента обозреватель "Ведомостей" беседует с заместителем директора женской школы по учебно-воспитательной работе Ириной ШЕВЦОВОЙ. Она — филолог, педагог с 36-летним стажем. — Ирина Евгеньевна, по чьей инициативе открылась ваша школа? — В первую очередь по инициативе мэра Новосибирска Владимира Городецкого. В России — всего 20 подобных образовательных учреждений. Есть женская гимназия в Кемерове: по сути, небольшой интернат, находящийся под крылом губернатора Тулеева. Когда открывалась наша женская классическая гимназия (нас сразу так назвали), ее руководство ездило в Санкт-Петербург — там работает Мариинская женская гимназия, где период становления, по отзывам петербуржцев, длился 11 лет. Пока поверили в успех, в необходимость и важность отдельного обучения и воспитания девочек. — А в вас поверили? Сколько у вас воспитанниц, они ездят со всего города? — Девочки ездят из восьми районов Новосибирска, были даже ученицы из микрорайона ОбьГЭС Советского района. Пока в школе 134 человека, немного. Связано это с тем, что о гендерном обучении родители знают мало. Я сама, честно говоря, когда пришла сюда два года назад, была в сомнениях… Как это девочки с 1-го по 11-й класс будут обучаться отдельно от мальчиков? Но сейчас убедилась, что учеба в женском окружении абсолютно никому не помешала! Общение же с мальчиками осталось — после школы. У нас есть газета "Моя гимназия", где мы постоянно публикуем интервью с нашими выпускницами. Анализируем, как они адаптировались в современной жизни. Прекрасно! Гендерный подход к обучению актуален, потому что особенности развития девочек и мальчиков во многом различны. А наша общеобразовательная школа это не учитывает, "работает" на "общего" ученика. В женском же заведении — особый учебный процесс. Кроме обычных предметов у нас ведутся этика и психология семейной жизни, курс "Девочка—девушка", "Профкарьера женщины", есть школа моды, в начальном звене преподается этикет и т.д. — Это факультативы или основные предметы? — Есть основные предметы и индивидуальный гимназический компонент. Надо сказать, что именно "женские" уроки девочки посещают с удовольствием: им это очень интересно. У нас успешно реализуются две авторские программы. По своей методике ведет курс "Домоведения" Татьяна Петровна Секацкая. Вы бы видели, с каким интересом и любовью наши современные девочки, которых вне школы вольно или невольно приучают к деловому типу женщины, вышивают. Они усаживаются на перемене на мягкие диванчики и корпят над вышивками. А потом дарят их своим мальчикам. Нам показывают: понравится моему другу или нет? Авторский курс преподавателя физкультуры Николая Николаевича Якуба тоже рассчитан на девочек. У нас нет снарядов, через которые надо прыгать. Но есть фитоаэробика (девочки занимаются на степах), цветомузыка — все очень красиво. — Обучение в школе бесплатное? — Бесплатное. Более того, у нас работает филиал 1-й городской детской музыкальной школы. Не выходя из наших стен, дети могут получить дополнительное бесплатное музыкальное образование. Обучаем вокалу, игре на гитаре, фортепиано и синтезаторе. Мы закупили инструменты, преподаватели из первой школы приходят и занимаются с нашими детьми. У нас открыт и филиал 13-й школы искусств, которая находится в Пашино. Те, кто рисуют, получают художественное образование. В этом году в школе искусств состоялся первый выпуск, девочки сдали экзамены и получили дипломы. — Прямо как институт благородных девиц! Похоже, вам здесь нравится работать? — Знаете — интересно. Многие мои коллеги в районе сначала косились на наш коллектив: ну, женская школа, смешно и несерьезно! А поработав здесь, я поняла: мы занимаемся очень серьезным делом. К нам приходят дети, которые в других школах не могли себя реализовать. А у нас они так открываются! Школа маленькая, все друг друга знают, никакого психологического дискомфорта. Старшие заботятся о младших. Бывает, что первоклашки ждут родителей после "продленки", а те задерживаются. И девушки-одиннадцатиклассницы заваривают им чай: "Они же голодные, давайте их покормим". Мы обращались к исследованиям ученых: зачем нужно раздельное обучение? Их выводы, да и наш первый опыт говорят, что это влияет на качество образования. Возьмите восприятие материала. Девочки — больше "визуалы", им нужна наглядность. Мальчики в пространстве лучше ориентируются, поэтому им математика проще дается и т.д. В России ведь еще и после революции были раздельные гимназии. — Что за учителя у вас работают? — Сейчас — 18 педагогов. Из прежних остался один учитель математики. Новые преподаватели перешли из других школ, заинтересовавшись нашим учебным процессом. Педагоги — в основном среднего возраста, опытные и грамотные. Сейчас будем всех принимать на конкурсной основе. Ведь у нас надо не просто хорошо дать урок, а с учетом того, что учатся только девочки. Вот как, к примеру, изучать "Войну и мир"? Отдать приоритет нравственным аспектам романа или особенностям Бородинского сражения? Конечно, я наполняю урок тем, что важнее для девочек, для их жизни и семьи. — Дети, как я поняла, у вас проводят весь день. Как они питаются? — Школа — полного дня, дети находятся до 18 часов. Но младшеклассники, бывает, ждут родителей и до 19—20 часов. Поэтому мы кормим воспитанниц три раза: завтрак, обед и потом "полдник" для тех, кто в "продленке". За питание платят родители — около 50 рублей в день. Горячее питание сейчас привозное, но мы надеемся на открытие своей столовой, где, возможно, питание будет дешевле. В этом году мэрия выделила нам 12 миллионов рублей на ремонт. Сейчас, видите, вставляют пластиковые окна, начали реконструкцию фасада. Рассчитываем, что в этом году получим и новую столовую. Кое-какое оборудование для нее есть, но необходим серьезный ремонт помещения. Школу вообще давно не ремонтировали. Думаю, сейчас в нас поверили, поняли необходимость такого заведения. Есть надежда, что школа будет развиваться. У нас проходят интересные семинары, "круглые столы" — делимся опытом. В какой-то мере и мы стимулировали создание классов для раздельного обучения в других школах города. — При открытии вы сразу назвали себя женской классической гимназией, а потом не прошли аттестацию и сейчас являетесь женской школой. Почему не подтвердили статус гимназии и будете ли за него бороться? — Думаю, наше прежнее руководство поспешило подавать заявление на получение статуса гимназии. Любой процесс имеет свой путь развития. Нас открыли как экспериментальную школу, и мы должны были себя утвердить, доказать, что можем. У нас хорошая, интересная начальная школа, очень сильные здесь учителя — и младшие дети показали прекрасные результаты при аттестации. А в среднем и старшем звене не все справились с тестами на гимназическом уровне. Старшее звено — не очень сильное. Лет 6—7 назад эта школа горела, и многие ребята, которые учились хорошо, ушли в другие заведения. А когда начался наш эксперимент, не каждый родитель согласился оставить в нем своего ребенка, что тоже понятно. В прошлом году, когда мы не подтвердили статус гимназии, наши дети вынуждены были сдавать экзамены в других школах и там получать аттестат об образовании. Это был стресс для всех. В этом году мы прошли тестирование и аккредитовались как женская классическая школа, девочки успешно сдавали экзамены в родных стенах. Через два-три года подрастут уже нами выпестованные дети, и я убеждена: мы подтвердим статус гимназии. Просто надо без спешки и кропотливо реализовать все наши программы и задумки. — Сейчас вас что больше всего волнует? — Набор! Не все родители слышали о нас, не все еще понимают, насколько необходим для многих детей наш подход к обучению. Правда, у нас были случаи, когда девочки из младших классов уходили в другие школы: им просто необходимо общение с мальчиками, такие они гиперактивные. Тоже естественно. Поэтому мы пригласили на работу квалифицированного психолога (переходит к нам из лицея), который будет помогать учителям и родителям. По закону об образовании отбор детей запрещен, мы должны брать всех желающих. Но, на мой взгляд, к совету психолога, знающего особенности детей, стоит прислушиваться и при наборе, и во время учебного процесса. У нас в начальной школе есть индивидуальные карты: отслеживаем в них развитие девочек. Индивидуальный подход к обучению и воспитанию будет и в старшем звене. К сожалению, история с аккредитацией подпортила нам репутацию. Было много разговоров о нашем будущем, а люди боятся слухов… Поэтому мы очень благодарны за поддержку департаменту образования области и мэрии города, депутату городского Совета Александру Манцурову: мы находимся на его избирательном округе. Нам обещают ограждение вокруг школы, чтобы личный транспорт жильцов выстроенного рядом многоэтажного дома не стоял на нашей территории. Надеюсь, удастся построить на улице спортивную площадку для девочек. Мечтаем о парковой зоне: депутат Манцуров уже помог с саженцами деревьев и кустарников. — Ваши дети поступают в вузы? — Конечно! У нас есть и медалисты. В 2007 году Алиса Цой стала золотой медалисткой. Наши девочки во всех городских конкурсах занимают призовые места. Очень хорошо рисуют. Родители довольны музыкальным и художественным обучением. — Значит, есть смысл отдавать вам скромных и застенчивых девочек для гармоничного развития? — У нас не только скромные и застенчивые! И мы всем даем разностороннее образование. Зоя ЛАВРОВА. Мнения Ирина ЗАЙДМАН, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории обучения русского языка и педагогической риторики НГПУ, учитель высшей категории: — Думаю, что повсеместно вводить раздельное обучение не следует. Напротив, сегодня необходимо, чтобы наши дети учились взаимодействовать друг с другом. Однако есть отдельные случаи, в которых такой подход уместен. Например, юношам-подросткам, ученикам 7—9 классов, необходимо больше общения с педагогами-мужчинами, которые бы были положительным примером для них. Да и у девочек в этом возрасте совсем другие проблемы и заботы. Они уже подросли и им неловко в компании мальчишек-сверстников, которые ведут себя еще как дети. Девчонки начинают стесняться. Но проблема в том, что у нас в стране при появлении учебных заведений раздельного образования нет соответствующей научной и методической базы, поэтому такое обучение и ведется методом проб и ошибок. Марина АНАНИЧ, кандидат технических наук, доцент, начальник отдела высшего, среднего и дополнительного образования администрации Новосибирской области: — Я категорически против раздельного обучения. Нельзя начать работать первобытными инструментами, так и в образовании — нельзя все повернуть вспять и разделить учеников. Мы уже привыкли быть вместе. Сегодня стоит обратить внимание на воспитание этики поведения и взаимодействия между будущими мужчинами и женщинами. И вообще к чему разделять учеников? Чтобы напомнить некоторым женщинам, что они женщины, что они будущие матери? Так многие успешные женщины прекрасно справляются и со своими материнскими обязанностями. И, кстати, чаще об этом забывают те, кто не состоялся в жизни. Александр ФЕДОРОВ, старший преподаватель кафедры психологии личности факультета психологии НГУ: — Любые неосторожные попытки привить сегодня раздельное обучение могут нанести обществу и участникам этого эксперимента скорее вред, чем пользу. Изолировать детей от той социальной среды, в которой они привыкли существовать, это большая ошибка. Если говорить о современных кадетских корпусах и женских гимназиях, то, к счастью, они очень тесно взаимодействуют между собой, проводят совместные мероприятия, что и позволяет им держать связь между юношами и девушками. А те доводы, которые приводят сторонники раздельного образования, говорящие якобы о том, что современная школа не способствует воспитанию настоящих мужчин, не совсем обоснованы и вызывают больше вопросов, чем доверия. Автор: Зоя Лаврова — старший обозреватель, заместитель главного редактора | |