НОВОСТИ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ

28.10.2009  

Опыт казачьих корпусов полезен для других школ РФ – Шпиньков

Около 200 школ, в том числе 14 школ-интернатов, в разных регионах России организуют образовательный процесс на основе казачьих культурно-исторических традиций. О том, как эти традиции помогают обучению и воспитанию, и стоит ли использовать их в других учебных заведениях, в интервью РИА Новости рассказал директор Московского казачьего кадетского корпуса имени Михаила Шолохова Михаил Шпиньков.

- Михаил Данилович, обучение в казачьих кадетских корпусах основано на принципах "казачьей педагогики". Что скрывается за этим термином?

- Это составная часть казачьего воспитания, основанного на народных традициях. Недавно, общаясь с заместителем министра образования и науки РФ Исааком Калиной, я был приятно удивлен, что он хорошо знаком с понятием "казачья педагогика" и понимает все ее преимущества.

Главная составляющая казачьей педагогики – воспитание в детях чувства патриотизма, организованности, привычки к дисциплине, воли к победе. Этим пронизана вся жизнь кадетского корпуса: учебные занятия, распорядок дня, взаимоотношения между кадетами и учителями. Пятиклассники, принимая кадетскую клятву, знают заповеди казака, главная из которых: "Люби Россию, ибо она твоя Мать, и ничто в мире не заменит тебе Ее".

В казачьих корпусах изучают историю казачества – мы проводим уроки в школьном музее, в экспозиции которого есть уникальные казачьи реликвии. Одна из них - седло, которому более ста лет; известно, в каких боях оно побывало. С традициями казачества связаны и кружки, секции, работающие во второй половине дня, – например, ансамбль казачьей песни и пляски. Обязательный предмет – история религий. Несмотря на то, что у казаков основой основ всегда было православие, мы знакомим детей со всеми конфессиями РФ, в корпусе учатся два мальчика-мусульманина.

Казачья педагогика – это повышенное внимание к здоровью детей, их физическому развитию, это занятия традиционными видами спорта. Еще в давние времена казак сажал сына на коня в 5 лет, и в 10 лет тот отличноездил верхом. Наши воспитанники начинают ездить на лошадях с 6 класса, занимаются фехтованием, стрельбой, единоборствами.

- Ученики казачьих корпусов – это дети из семей, придерживающихся казачьих традиций?

- В южных регионах России, где есть казачьи войска, таких большинство, но ограничений по данному признаку нет. В московском корпусе лишь около 30% детей – выходцы из казачьих семей. К нам отдают сыновей не только из уважения к казачьим традициям. Среди родителей есть те, кто мог бы отправить их в лучшие школы Европы, но они предпочитают, чтобы дети воспитывались у нас в корпусе, где царит достаточно строгая дисциплина, где воспитанием мальчика занимаются офицеры (один из наших преподавателей – герой России). Казачий корпус работает в режиме интерната, и ребята уходят домой только на воскресенье.

- Какие воспитательные приемы вы используете?

- Одна из задач – сформировать у ребят на всю жизнь чувство ответственности не только перед собой, но и перед своими товарищами. Например, в нашем корпусе увидеть кадета с сигаретой – это ЧП. В этом случае он не только будет наказан внеочередной работой, например, по уборке, ему не раз вспомнится этот позор перед строем, кроме того, он "оттянет назад" свою группу, класс или курс по различным показателям. Провиниться перед товарищами – худшее наказание, после которого тяга к сигарете у кадета точно пропадет.

Ключевая фигура в воспитательном процессе - офицер-воспитатель. Он берет ребят в 5 классе, когда они только приходят, и ведет их до выпускного вечера. Офицеры-воспитатели работают с детьми ежедневно, и были случаи, когда от них родители узнавали о своем ребенке то, чего даже предположить не могли: какие у него таланты, что получается лучше, в каком направлении стоит ему развиваться.
В обычной школе учитель провел урок и спокойно уходит домой: ему, как правило, неважно, усвоил ребенок материал или нет. А в кадетском корпусе с каждым ребенком, даже если он кажется "непримечательным", занимаются индивидуально. Все наши воспитанники поступают на бюджетные отделения лучших вузов Москвы и Санкт-Петербурга, из них половина – в вузы силовых ведомств.

- Что из опыта казачьих школ, на Ваш взгляд, стоило бы использовать в системе общего образования?

- Уважительное отношение к ученикам. У нас принято обращаться к каждому кадету на "вы", и это показатель, что с ребенком говорят на равных, воспринимают его как личность.

В школах нужно культивировать всевозможные конкурсы: между ребятами, между классами и "потоками". Через год после того, как мы ввели стипендии отличникам, их число выросло вдвое. И дело не в символической сумме в 200-300 рублей, а в том, что стипендиаты получают грамоты в торжественной обстановке, префект Юго-Восточного округа Москвы вручает им нагрудные кресты. В рамках одной школы можно проводить и учительские конкурсы.

Учебно-воспитательный процесс должен быть построен так, чтобы каждый ученик гордился своей школой и считал ее самой лучшей. У нас дело обстоит именно так - к решению этой задачи мы шли с первого дня создания корпуса.

Материал подготовила Мария Грачева (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости


Новости кадетских корпусов

Новости Фонда

Анонсы

Новости конкурса "Добро творим вместе"