НОВОСТИ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ: 2006 год
05.09.2006
Погон что крыло: обогреет, поддержит, направит.Газета "Красная звезда" публикует заметку подполковника в отставке Владимира СОКОЛОВА-ХИТРОВО, заместителя председателя совета попечителей Санкт-Петербургского суворовского военного училища, в которой он высказывает свою точку зрения на проблемы кадетского движения в стране. На мой взгляд, к работе с кадетами необходимо привлечь людей, любящих детей, педагогов по образованию и по призванию, не перегруженных многочисленными должностными и общественными обязанностями. Желательно, чтобы среди них были бывшие кадеты. Как мне видится институт попечительства государства и общества? Центральный координационный Совет попечительства над кадетскими учреждениями, состоящий из уполномоченных членов Советов попечителей и уполномоченных представителей самих кадетских учреждений, а также представителей Министерства обороны, других силовых ведомств, органов образования и ученых-педагогов. На местах - советы попечителей кадетских учреждений, состоящие из представителей местных органов власти, деятелей науки и культуры, военнослужащих с большим опытом работы, особенно в области военной педагогики, предпринимателей, желательно в основном бывших воспитанников различных кадетских учреждений. Могут спросить: не будет ли пересекаться деятельность Совета попечительства с Международной ассоциацией "Кадетское братство"? Нет. Ассоциация объединяет местные союзы кадетских учреждений. Конечно, согласование работы необходимо. Хочу подчеркнуть, что мои предложения касаются кадетских учреждений Министерства обороны и других силовых ведомств. Я не касаюсь работы кадетских учреждений органов народного образования, которая заслуживает всяческой поддержки военных ведомств. Идут споры об организации образовательной системы кадетских учреждений. Я думаю, что лучшим вариантом был бы такой: суворовские и нахимовское училища, кадетские корпуса Министерства обороны и других силовых министерств должны иметь двухгодичный срок обучения (10 и 11-й классы). Дело в том, что в школе сейчас девятилетнее базовое образование и совсем нецелесообразно прерывать его после 8-го класса. Двух лет кадетского обучения и воспитания вполне достаточно для того, чтобы подготовить мальчиков к дальнейшему обучению. При этом они не успеют погасить желание дальше служить в Вооруженных Силах. Почему сейчас многие выпускники-кадеты не стремятся поступать в военные вузы? Большой объем антиармейской информации, который они получают по ТВ, в газетах, по радио, от родных и знакомых в сочетании с солдафонской практикой некоторых офицеров-воспитателей, дает негативные настроения. Имеются данные и о том, что некоторые "воспитатели", желая иметь дешевый авторитет, рассказывают ребятам всякие грязные истории о военной службе, а в выступлениях ветеранов иногда звучит такое превосходство старших поколений над нынешней молодежью, что эффект от таких выступлений бывает крайне негативным. Уже с первого курса для кадетов должны практиковаться выступления руководителей высших военных училищ, университетов, институтов, обладающих педагогическими знаниями и опытом, нужны встречи с армейскими генералами и офицерами. Причем это должно проводиться не с высокой трибуны в большом зале, а в камерных условиях, непосредственно в классе, в подразделении, в воинских частях. Убежден в том, что не надо ставить задачу готовить в кадетских училищах и корпусах только будущих курсантов военных вузов. Не надо взыскивать с начальников этих училищ и корпусов за то, что не все выпускники выбирают военную карьеру. В нашей стране можно привести много примеров, когда мальчики, прошедшие школу пажеского и кадетских корпусов, военных спецшкол, военных училищ и академий, становились не только отличными офицерами, выдающимися полководцами, но и выдающимися учеными, писателями, композиторами, художниками, государственными деятелями… О сиротах. Сегодня они пользуются льготами при поступлении в училища и корпуса. Но беспокоит большой процент отсева этих ребят уже на первом курсе. Конечно, они слабее подготовлены и имеют больше проблем со здоровьем, ростом и весом. Некоторые из них с детства курили, употребляли алкоголь. Я предлагаю установить льготы для сирот на весь период обучения в училищах и корпусах. Нужны для них дополнительные занятия. Причем педагоги должны поощряться за это морально и материально. С курением тоже надо бороться. Причем делать это без сигареты в зубах воспитателей. Было бы полезно при входе в училища и корпуса вывешивать объявление: "На ВСЕЙ территории училища ВСЕМ курить запрещается!" И никакой организации специальных курилок! Следует уделить больше внимания компьютерной подготовке и изучению иностранных языков. После войны в училищах проводились интенсивные занятия по иностранному языку. Были дни, когда можно было разговаривать и учиться в учебном заведении только на иностранном языке. Выпускникам давали удостоверения военных переводчиков. Беспокоит "засилье" преподавателей-женщин в кадетских учреждениях. Пришло время решать эту проблему. Воспитать мужчину по-настоящему может только мужчина. Женщина-учитель зачастую, даже не желая этого, вносит в воспитуемых феминистские качества. В идеале было бы приглашать работать учителями кадетских учреждений преподавателей-офицеров с хорошим педагогическим образованием и опытом работы. Сейчас немало отличных специалистов-педагогов имеют звания офицеров в запасе и в отставке. Если мы хотим по-настоящему воспитать будущих защитников Родины, профессионалов военного дела, патриотов, образованных, дисциплинированных, культурных офицеров, не надо жалеть на это средств. Надеюсь, что попечительский совет кадетского движения и образования эти задачи решит и выполнит. | |