НОВОСТИ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ

23.01.2007  

Из воспитанника кадетской школы здесь готовят отчетливого кадета

Отчетливым кадетом в старых российских корпусах называли подтянутых, обладающих отличной строевой выправкой кадет, с особой любовью и тщательностью относившихся к ношению формы. По приглашению Директора Центра военно-патриотического и гражданского воспитания Департамента образования города Москвы генерал-полковника Р.С.Акчурина 8 и 9 января текущего года я посетил V зимнюю спартакиаду среди воспитанников кадетских школ (кадетских школ-интернатов) в кадетском оздоровительно-образовательном лагере (КООЛ) "Патриот". Хотелось бы поделиться с размышлениями о том, каким увидел лагерь "Патриот" и кадетскую спартакиаду. В феврале 2007 г. исполняется 275 лет со дня открытия Первого Его Императорского Величества кадетского корпуса в Санкт-Петербурге. 17 февраля 1732 г. (по старому стилю) в день открытия корпуса в строю стояло 56 воспитанников. За годы, прошедшие со дня создания в России первого кадетского корпуса, эти военно-учебные заведения несколько раз прекращали свое существование, переименовывались, но затем снова возрождались как птица Феникс из пепла, и становились на службу Отечеству для воспитания истинных патриотов, готовых верно служить ей как на военном, так и гражданском поприщах. В сегодняшней России трудно назвать общее число созданных кадетских корпусов, школ (школ-интернатов), классов. Привлекательность системы кадетского образования, казалось бы неоспорима, однако, как в далекие времена, так и сегодня, продолжается спор о том, кого и как должны воспитывать кадетские образовательные учреждения, и нужны ли они вообще. Для меня, кадета, выпускника Горьковского суворовского военного училища 1953 г., девять лет проведшего в стенах СВУ, ответ на поставленный выше вопрос однозначен: суворовские военные училища и кадетские корпуса, как никогда, нужны современной России. Россия после полутора лет экспериментов в области политики, экономики и образования, испытывает в настоящее время небывалый голод в квалифицированных, грамотных молодых специалистах, способных поднять оборону, промышленность и культуру страны на новую высоту. Кадетские корпуса способны подготовить таких специалистов. Побывав на V зимней спартакиаде среди воспитанников московских кадетских школ (кадетских школ-интернатов), я лишний раз смог убедиться в том, как много сегодня делается в этих учебных заведениях для массового привлечения кадет к регулярным занятиям по физической культуре и военно-прикладным видам спорта, для воспитания качеств необходимых для военной и государственной службы. Здесь воспитывают патриотизм и гражданственность, духовность, содействуют привитию чувства причастности молодого поколения к истории России, готовности достойного служения Отечеству. Кадетский лагерь "Патриот", на мой взгляд, является тем центром, где из воспитанника кадетской школы окончательно выковывается настоящий кадет. Во время пребывания в этом лагере в течение учебного года воспитанник получает большой эмоциональный заряд, хорошую физическую нагрузку. Здесь появляется возможность у директоров, офицеров и преподавателей кадетских корпусов совершенствовать строевую подготовку воспитанников, прививать им любовь к военно-прикладным видам спорта, укреплять их физическое состояние. Сама обстановка в лагере способствует тому, чтобы ребята подтянулись, физически окрепли, почувствовали себя причастными к воинскому братству. В обстановке, когда в стране вновь остро встает вопрос о допризывной подготовке, именно кадетские школы (школы-интернаты) способны познакомить школьников с азами начальной военной подготовки. Будни V зимней спартакиады, проходившей в соответствии с распоряжением Департамента образования города Москвы от 10.18.2006 г. № 114, оказались исключительно напряженными и насыщенными. Торжественное построение участников, подъем флагов чемпионами предыдущей спартакиады, обращение к участника спартакиады заместителя директора Центра военно-патриотического и гражданского воспитания А.Х.Чанышева, прохождение команд перед судейской коллегией – все это самого начала настраивало ребят на бескромиссную спортивную борьбу. Теплая, непривычная для января погода, не дала возможности выявить лучшего лыжника и лыжную команду, но увиденный мною кросс на 1 км в младшей возрастной группе и на 2 км – в старшей в полной мере показали, с какой страстью и желанием мальчишки боролись за победу. Напряженный график спартакиады, одновременное проведение соревнований по различным видам не позволили организаторам сформировать забеги из кадет разных корпусов. Зато забеги команд младшей и старшей группы каждого корпуса, проводившиеся как бы в виде марш-броска, дали возможность проявить кадетам и спортивное мастерство, и товарищескую взаимопомощь. Победители кросса на 1 км в младшей группе кадеты Московского казачьего кадетского корпуса Илья Руденский, Александр Акимов, Руслан Марусяк финишировали с разницей в несколько секунд. Они не знали, будут ли победителями, но по их бегу, взаимной поддержке, воле к победе было видно – они отдали все силы в борьбе на дистанции. Конечно, сколотить команду из 25 человек, которые бы в равной степени были отличными стрелками, бегунами, шахматистами, строевиками, певцами и танцорами (для конкурса "На привале") очень трудно. Об этом откровенно говорили руководители команд. На дистанции кросса были и такие, кто физически оказался не готов к серьезной борьбе за первенство, но никто из участников с дистанции не сошел, а в некоторых командах самые сильные из бегунов, жертвуя своим личным результатом, в буквальном смысле тянули к финишу тех, кто оказался слабее своих товарищей. Интересные баталии развертывались у шахматистов. И в младшей, и в старшей группе, на мой взгляд, собрались равные по силам партнеры, и здесь главное решала психологическая подготовка. С интересом наблюдал за игрой Никиты Цыганова из Московского кадетского музыкального корпуса, завоевавшего первый приз в младшей группе. Во всех партиях, даже в очень сложной обстановке, он сохранял поразительное спокойствие, и этим на мой взгляд он подавлял своих соперников, которые уже видели победу на доске, но в результате проигрывали "на флажке". Красивую победу в финале одержал победитель шахматного турнира в старшей группе кадет Георгиевского кадетского корпуса Вадим Крылов. Хотелось бы отметить культуру игры в шахматы кадет Георгиевского кадетского корпуса, где, как мне удалось выяснить, уделяется особое внимание обучению кадет этой игре. Об этом свидетельствуют второе место кадета Артема Возжинского в младшей группе и первое место Вадима Крылова в старшей. В этом видна заслуга и преподавателя физической подготовки В.А.Лелявина. Настоящие баталии между кадетскими корпусами развернулись в стрелковом тире, где участники соревнований выполняли упражнение 3+5 из духовой винтовки на дистанцию 8 метров. Стрелковые команды, включая самых младших из участников и нескольких девочек, в целом показали умение обращаться с оружием и вести прицельный огонь. На начальника отдела Центра военно-патриотического и гражданского воспитания В.В.Бурдюнюка и методиста Центра А.П.Князева легла вся тяжесть по проведению соревнований по стрельбе, обеспечению безопасности на огневом рубеже и подведению итогов, когда под пристальным оком представителей команд В.В.Бурдюнюку приходилось проявлять принципиальность при оценке результатов стрельбы. На огневом рубеже было видно, что не во всех корпусах уделяется должное внимание тренировкам и обучению кадет правильной прикладке и прицеливанию без патрона. Анатолию Петровичу Князеву по ходу соревнований приходилось еще и обучать некоторых из участников правильной прикладке и выбору точки прицеливания. Видел на огневом рубеже старшую группу Георгиевского кадетского корпуса. Они по праву стали первыми, поскольку лучше других обращаются с оружием, обладают уверенными навыками прикладки и прицеливания. Поэтому второе место Александра Королева в старшей группе из этого корпуса с результатом 47 очков вполне законно. Первое место в соревнованиях по стрельбе в старшей группе с абсолютно лучшим результатом 48 очков занял Илья Мощенко из Второго Московского кадетского корпуса. Этот результат не случаен. Был в тире этого корпуса, знаю, как много внимания уделяет этому виду спорта директор кадетского корпуса Ю.Г.Галанин, его заместители, офицеры-воспитатели. Третье место младшей группы этого корпуса в соревнованиях по стрельбе вполне закономерно. Обидно, что старшая группа выступила менее удачно. Обязательное обучение стрельбе из пневматического оружия во всех корпусах, говорит о том значении, которое придается этой дополнительной дисциплине в программе обучения кадет, что несомненно способствует подготовке будущих защитников Отечества, которым когда-то, возможно, придется взять в руки и боевое оружие. Конкурс "Статен в строю – силен в бою", как и соревнования по стрельбе, я бы выделил особо. Армия и воинский порядок начинаются со строя. К поговорке, которая дала название этому конкурсу, добавил бы – "Строй – святое место". Обучение строевой выправке мальчиков и юношей, которые носят погоны и обучаются в учебном заведении, именуемом "кадетский корпус", исключительно велико. Не могу не отметить показанную в ходе проведения конкурса строевую подготовку и выправку воспитанников 3-го Московского кадетского корпуса им. А.Невского. Несмотря на недостаток времени, которое необходимо для строевого слаживания подразделения, в которое вошли участники спартакиады, они показали себя единой командой и при прохождении торжественным маршем, и при исполнении строевой песни. Совсем немного уступили этому корпусу кадеты Московского Георгиевского кадетского корпуса, чье исполнение строевой песни мне показалось лучшим. Мне представляется, что конкурс по строевой подготовке следовало бы ограничить смотром одиночной подготовки, поскольку строевую слаженность подразделения все-таки следует оценивать у отделений, взводов, наконец, рот, в которых учатся и живут кадеты. А на спартакиаду приехали воспитанники из разных классов и, конечно, ребятам сложно было составить единый организм, которому поручено защищать честь корпуса. Хотя, должен констатировать, что большинство команд с поставленной задачей справились. Разве что несколько слабее в этом конкурсе выглядели Петровский и 2-й Московский кадетские корпуса. На мой взгляд, самая справедливая оценка по строевой подготовке выставляется кадетским корпусам во время ставших традиционными парадов на Красной площади. В том, что касается одиночной строевой подготовки, хотелось бы видеть у кадет более четкое исполнение строевых приемов на месте и в движении. Судьи были снисходительны к большинству участников конкурса. Имея за плечами учебу в суворовском военном училище, в Московском Краснознаменном военном училище имени Верховного Совета РСФСР, опыт подготовки солдат для несения службы на посту № 1 в Президентском полку могу судить об этом с полным основанием. Правильно организованная одиночная строевая подготовка не есть бессмысленная муштра, она вырабатывает у молодых людей осанку, четкость в движениях, умение контролировать свои движения и правильно вести себя не только во время нахождения на военной службе, но и в жизни вообще. Не могу не остановиться на конкурсе "Основы медицинских знаний", в ходе которого участники должны были выполнить практические задания на роботе-тренажере "Гоша". Задача была одна – как можно быстрее оживить "умирающего человека" в процессе выполнения комплекса сердечно-легочной реанимации. Наблюдал действия участников большинства из команд. Все знали условия конкурса, во всех корпусах есть свой "Гоша", но, мне представляется, некоторые команды были слабо подготовлены. Достойно выступили команды 3-го Московского и Преображенского кадетских корпусов. Особенно приятно было наблюдать за командой из 3-го Московского кадетского корпуса, которая согласованно и споро оживила "Гошу" за 1 мин. 26 сек. Вопросы, вынесенные на конкурс "Я – гражданин России", возможно, могли бы быть и посложнее. Однако даже на сравнительно простые вопросы в некоторых командах не могли найти правильного ответа. Обидно, что даже на такой вопрос, какое подразделение является самым большим по численности – батальон, полк, бригада в некоторых командах не нашли правильного ответа. При ответе на конкурсный вопрос о русском писателе-участнике Крымской войны, прозвучал ответ, что это был А.П.Чехов, хотя требовалось указать Л.Н.Толстого. Представляется, что в этот конкурс могли бы быть включены вопросы и из истории кадетских корпусов России. Два дня пребывания на 5-й спартакиаде пролетели совершенно незаметно. Приятно было наблюдать за слаженной работой методистов Центра военно-патриотического и гражданского воспитания во главе с заместителем начальника Центра А.Х.Чанышевым. Без лишней нервозности, окриков шла напряженная работа по оценке действий участников спартакиады. Ко всем участникам было равное отношение, от руководителей команд не приходилось слышать, что кому-то оценки занизили, кому-то наоборот завысили. Чувствовалось, что опыт, накопленный в ходе предыдущих спартакиад, дал себя знать. Праздником для ребят стало награждение победителей, отличившихся в соревнованиях первого дня. Вне всяких сомнений, в распоряжении московских кадет находится великолепный оздоровительно-образовательный комплекс, похожий скорее на хороший загородный дом отдыха или санаторий. Здесь созданы все условия для обучения и воспитания кадет. В лагере создан хороший музей, в котором кадеты могут ознакомиться с историей кадетских корпусов. Выше всяких похвал работа персонала столовой. Кормят кадет вкусно, калорийно, качественно. В традициях старых кадетских корпусов Российской империи и зарубежных корпусов было размещение на территории корпуса, на стенах коридоров, лестниц и залов высказываний выдающихся полководцев, писателей, поэтов. Они запоминались кадетами на всю жизнь, способствовали воспитанию патриотически настроенных, физически развитых, грамотных молодых людей для служения России в различных ипостасях. Возможно, стоило бы подумать об опыте старых кадетских корпусов и использовать его на территории КООЛ "Патриот". Закончить хотел бы высказыванием Петра Первого: "Военное дело – первое из мирских дел, яко важнейшее для обороны своего отечества".

Референт ФСКК им. А. Йордана, выпускник Горьковского СВУ 1953 г., полковник в отставке В.А.Гурковский


Новости кадетских корпусов

Новости Фонда

Анонсы

Новости конкурса "Добро творим вместе"