НОВОСТИ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ
01.03.2007
Сергей Миронов: "Мода на армию скоро вернется"Традиционно, 23 февраля в нашей стране всенародно отмечается "мужской" праздник, который раньше назывался Днем Советской Армии и Военно-морского Флота, а в постсоветский период стал Днем защитника Отечества. В этот день принято поздравлять всех представителей сильного пола, от мала, до велика. Хотя чести называть себя защитниками страны могут быть удостоены далеко не все российские мужчины. События последнего времени свидетельствуют о том, что с течением времени и восстановлением могущества нашего государства, нам надо быть очень сильными и в военном отношении. И, хочется это кому-то или нет, нужно восстанавливать реноме военного человека, а, следовательно – заниматься образованием и воспитанием российского воина. На эту тему специальный корреспондент журнала "Обучение и Карьера" Александр Бирюлин беседует с Председателем Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергеем Мироновым. - Сергей Михайлович, сегодня хотелось бы поговорить с вами о военном воспитании и начальном военном образовании. Но сначала давайте коснемся весьма щекотливой в обществе темы о срочной службе в армии. Уже давно не слышно разговоров о том, что служба в Российской армии есть почетная обязанность каждого молодого гражданина России. Такая необходимость остается у государства. А современные молодые люди и их родители в основном думают, как избежать службы в армии. Дедовщина, неуставные отношения, процветающие там, только усугубляют эту проблему. - Не возражаю, Александр. Давайте действительно коснемся темы, которую вы назвали "щекотливой". Мне кажется, в этой связи важно сделать минимум три акцента. Во-первых, соглашусь с тем, что о военной службе как почетной обязанности гражданина в течение почти полутора десятилетий практически не говорили. Да и могло ли быть иначе, если на информационном поле фактически господствовала крикливая антиармейская, антипатриотическая риторика. И хотя традиционные представления о военной службе продолжали жить в глубинах общественного сознания, говорить об этом вслух считалось по меньшей мере неприличным, немодным. Между тем такие представления составляют один из важнейших компонентов системы российских базовых нравственных ценностей. И я рад, что сейчас идет их последовательное очищение от всего наносного. Вижу в этом восстановление справедливости не только в отношении наших дедов и отцов, с честью исполнивших воинский долг, но и в отношении всей отечественной истории. В конечном счете восстановление народного уважения к военной службе — важная закономерность общего укрепления Российского государства. Во-вторых, уклонение от службы — явление, надо сказать, позорное, абсолютно не свойственное российскому духу, российской истории. Оно стало реальностью, на мой взгляд, прежде всего именно вследствие целенаправленного культивирования в обществе на протяжении 90-х годов негативного отношения к армии, к воинской обязанности. Конечно, сыграла свою роль и дедовщина. Ясно, что это зло, которое надо искоренять, выкорчевывать его причины и в армии, и в обществе. Но ведь нельзя с мыльной водой выплескивать и ребенка! Считаю аморальными, антигосударственными попытки некоторых общественных организаций и средств массовой информации использовать дедовщину для поощрения уклонения от службы, тиражировать советы и рекомендации на этот счет, по сути, толкая ребят на преступление. Отрадно, что в последние годы "уклонистов" становится все меньше, постепенно восстанавливается и нравственная оценка в обществе подобных действий как позорных, недостойных гражданина. По данным ряда серьезных исследований последнего времени, сегодня четыре пятых нашей молодежи высказывают готовность рисковать жизнью для защиты Родины. В ходе нынешнего осеннего призыва призывные комиссии отмечают все большее число фактов, когда ребята сами обращаются с просьбой призвать их в армию, направить в тот или иной род войск. Уверен, не за горами то время, когда в общество возвратится традиционная для нашей страны мода на армию, когда все больше юношей будут мечтать о том, чтобы стать летчиками, моряками, танкистами, десантниками, когда вновь будет престижно служить! И, наконец, в-третьих. Служба в армии, в том числе срочная, дает человеку очень многое. Кстати, имея в виду профессионально-воспитательную роль призыва, я считаю оптимальной для нашей страны смешанную, контрактно-призывную систему комплектования. Уже сегодня в нашей армии по контракту служит больше половины военнослужащих, в том числе — около 15% сержантов и солдат. К 2008 году контрактников будет уже 70 %, в том числе больше половины сержантского корпуса. С января 2007 года ребята будут служить "срочную" в течение полутора лет, а с 2008 года — в течение года. Время непродолжительное, но вполне достаточное для овладения солдатской специальностью, для возмужания человека, кристаллизации его характера. Солдатская служба многое дает в профессиональном плане. Но главное — способствует интенсивному формированию, закреплению и развитию таких чрезвычайно важных качеств личности, как ответственность, стойкость, целеустремленность, способность преодолевать трудности и лишения, самодисциплина, верность товариществу. Согласитесь, что без этих качеств нет ни настоящего воина, ни эффективного труженика, ни достойного гражданина. Я всегда с благодарностью вспоминаю свою солдатскую службу, товарищей, родной парашютно-десантный полк, дорожу полученной в армии закалкой. - В советское время профессия военного пользовалась большим уважением в обществе. С тех пор отношение к военным изменилось, и далеко не в лучшую сторону. Что может и должно предпринять государство и его мужи, чтобы вернуть престиж и авторитет военной специальности? - Не только в советское время, но и практически на всем протяжении многотрудной истории нашего государства профессия военного пользовалась почетом и уважением в обществе. Считаю не только аномальным, но и опасным для нашего государства, для будущего России навязанное обществу негативное отношение к военному человеку, искусственное обрушение престижа военной профессии. Вижу первейший долг государства и общества в том, чтобы решительно исправить положение. И прежде всего поднять на достойный уровень социальный и нравственный статус офицера. Офицерский корпус — это не просто костяк армии, это носитель духовной традиции защиты Отечества. Офицер всегда был олицетворением благородства, чести и достоинства. А о каком достоинстве может идти речь, когда сегодня практически половина нашего офицерства существует, иначе не скажешь, на уровне, а то и ниже, прожиточного минимума! У каждой третьей офицерской семьи нет своего жилья. Годами не индексировались пенсии военных пенсионеров. Все это сегодня приходится исправлять. Надо прежде всего существенно поднять денежное довольствие военнослужащих. В соответствующих пропорциях повысить военные пенсии. Должен быть в первоочередном порядке создан фонд служебного жилья для тех, кто служит. И, конечно, во что бы то ни стало надо обеспечить эффективную реализацию накопительной системы, программы Государственных жилищных сертификатов, строительства жилья для тех, кто достойно выполнил свой долг и завершает службу. Решение этих и других задач позволит, по моему убеждению, с одной стороны, восстановить социальную справедливость в отношении людей, посвятивших себя военной службе — особому виду государственной службы, связанному с существенными ограничениями прав и свобод, трудностями и лишениями, риском для жизни. С другой, создаст фундаментальные предпосылки для возрождения и подъема на должную высоту авторитета офицерского корпуса, престижа военной профессии. А, значит, и в целом — дела защиты Отечества. - В дореволюционной России офицерство тоже было привилегированным сословием. Это были хорошо воспитанные, образованные и эрудированные люди, поставившие себе целью сознательное служение Отечеству. Многие офицеры начинали свое военное обучение с кадетских училищ. Насколько распространена система кадетского образования сегодня? Востребована ли эта форма обучения и воспитания в наши дни? - Кадетское воспитание и образование оказались востребованы самой жизнью. Сегодня наряду с Суворовским военным, Нахимовским военно-морским училищами функционируют кадетские образовательные учреждения во всех субъектах Российской Федерации. Их сеть постоянно расширяется. Растет роль кадетских учреждений в получении качественного образования, военно-патриотическом воспитании молодежи, в возрождении привлекательности офицерской профессии, военной службы. Особую значимость эта роль имеет с учетом того, что угрожающий характер в нашем обществе приобрели детская беспризорность и безнадзорность, преступность, наркомания, алкоголизм. Становится все больше детей с хроническими заболеваниями, недостатками общего и психофизического развития. В этих условиях кадетский корпус как особая форма воспитания и образования дает ребенку главное — внимание и заботу, помещает его в здоровую среду, открывает достойную жизненную перспективу. Здесь ребята получают не только качественное общее образование, но и хорошую начальную военную подготовку, физическое развитие, овладевают основами этики и эстетики, приобщаются к сокровищам отечественной и мировой культуры. Не случайно свыше 90 % выпускников лучших образовательных учреждений поступают в высшие учебные заведения, в том числе более половины из них — в военные. - Помню, и в советские годы некоторые родители, желающие, чтобы их мальчики росли и воспитывались в строгости, в условиях военной дисциплины, отдавали своих детей в Суворовское и Нахимовское училища. Но не лишаются ли такие дети хорошего, счастливого детства? - Да нет, конечно! Думаю, как раз очень многое из действительно хорошего, счастливого детства воспитанники кадетских корпусов приобретают. Интересные сверстники, товарищи, друзья, педагоги, наставники-энтузиасты, любящие детей, увлекательные игры, физкультура и спорт, литературные вечера, кадетские балы, романтические ритуалы — все это и многое другое прекрасно сочетается с внутренним порядком, с элементами военной службы, с красивой формой одежды, с осознанной дисциплиной. И в итоге дает сбалансированное, гармоничное развитие личности, ощущение полноты жизни. - Раньше, особенно после войны, в Суворовское училище принимали в основном детей-сирот, потерявших родителей. А как сегодня? Кого принимают в кадетские училища, и на каких условиях? Остается ли кадетское образование бесплатным, или, как в хорошем колледже, нужно оплачивать обучение в нем? - Здесь есть ряд особенностей. Первое — это Суворовское военное, Нахимовское военно-морское училища и кадетские (морские кадетские) корпуса, создаваемые Правительством России. Они находятся в ведении Министерства обороны и других силовых ведомств России. Сюда принимают ребят, имеющих соответствующий уровень образования, возраст, годных по состоянию здоровья и изъявивших желание учиться в училище или корпусе. Прием проводится на конкурсной основе. Вне конкурса идут дети военнослужащих и ветеранов военной службы, имеющих выслугу 20 и более лет, дети военнослужащих, погибших при выполнении воинского долга, проходивших службу в зонах военных конфликтов, а также оставшиеся без одного из родителей. Все дети, обучающиеся в этих учебных заведениях, находятся на полном государственном обеспечении. Что касается кадетских школ и школ-интернатов, создаваемых федеральными, региональными органами исполнительной власти либо органами местного самоуправления, то они находятся в ведении Министерства образования и науки России. Преимущества при приеме в эти школы имеют дети военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, проходящих военную службу в зоне военных конфликтов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети из многодетных и малообеспеченных, неполных семей или находящиеся под опекой или попечительством. Содержание кадет в кадетской школе-интернате оплачивается в установленном порядке родителями или законными представителями. По решению учредителей в исключительных случаях оплата может быть отменена частично или полностью. При этом дети-сироты и дети, ставшиеся без попечения родителей, находятся на полном государственном обеспечении. - Какова, на ваш взгляд, главная цель кадетского училища — готовить будущих офицеров для Российской армии или выпускать в жизнь хорошо подготовленных, сильных молодых людей? - Конечно, главная цель кадетского воспитания и образования — подготовка достойных граждан, патриотов России, готовых и способных с честью выполнять обязанности государственной, в том числе военной службы. - Должны ли, по вашему мнению, учащиеся кадетских училищ овладевать какими-то конкретными военными профессиями или получать начальное, общее военное образование, а специализацию приобретать уже в других — средних специальных и высших учебных заведениях? - В кадетских образовательных учреждениях дети получают полное среднее общее образование и овладевают дополнительными образовательными программами. При этом суворовские и нахимовское училища, кадетские корпуса силовых ведомств обеспечивают подготовку ребят к поступлению преимущественно в военные образовательные учреждения профессионального образования — военные училища, институты, академии. Кадетские школы и школы-интернаты дают детям полное среднее образование и первичную военную подготовку, позволяющие им успешно адаптироваться к взрослой жизни в обществе. То есть кадетские образовательные учреждения не дают ребятам специальность или профессию. Но они решают не менее, а, быть может, даже более важную задачу — обеспечивают интеллектуальное, культурное, физическое, нравственно-этическое развитие ребят как основу для профессионального служения Отечеству на гражданском и военном поприще. - Должно ли, кадетское образование стать массовым явлением? Или это все-таки удел избранных, специально отобранных детей, а также родителей, имеющих для этого соответствующие возможности? - На мой взгляд, кадетские образовательные учреждения обрели новую жизнь в современных условиях и стали популярными в обществе прежде всего благодаря эффективной постановке в них воспитания ребят с использованием лучших российских традиций, элементов военной формы одежды, атрибутики, ритуалов, системы нравственно-этических ценностей. Если убрать все это, то в сухом остатке – обычное, среднее общее полное образование. Иначе говоря — массовое. Думаю, расширять сеть кадетских образовательных учреждений можно и нужно, но при этом ни в коем случае не гонясь за массовостью, а ставя во главу угла именно возможность организации качественного, целостного процесса обучения и воспитания в кадетском формате. При этом неприемлемы и недопустимы любые попытки придать кадетским учреждениям некий закрытый характер, предназначить их для "избранных", детей и привилегированных родителей. Это противно самой сути и духу кадетского воспитания и образования. Разумеется, нужна нормативная правовая база в этой сфере, которой пока, в сущности, нет. Нужны тщательный, взыскательный отбор, целевая подготовка преподавателей и воспитателей для кадетских корпусов, целенаправленная работа по укреплению и совершенствованию их учебной и материально-технической базы. Необходимы перспективная государственная политика на этом стратегическом направлении подготовки подрастающих поколений. Работа над решением этих и других задач начата. Важная роль в ней отводится создаваемой с учетом вековых российских традиций системе попечительства над кадетскими корпусами. По инициативе ряда общественных кадетских организаций и кадетских образовательных учреждений, одобренной Президентом нашей страны, обязанности шефа-попечителя кадетских корпусов России возложены на меня. - Какие лучшие аналоги кадетского образования имеются в других странах? Чей опыт мы могли бы взять на вооружение, чтобы улучшить, усовершенствовать свою систему начального военного образования? - Богатейший опыт кадетского образования и воспитания имеется в нашей стране. К нему мы и обращаемся прежде всего, используя, в том числе, и возрождаемые связи с зарубежными организациями российских кадет. Естественно, критически осмысливается опыт организации кадетского образования и воспитания в других странах. Например, немалый интерес представляет опыт Национального кадетского корпуса Индии. В нем создана прекрасная учебная и материально-техническая база, работают высокоподготовленные кадры. Центральная фигура в военно-прикладном обучении кадет— сержант-контрактник, как правило, в возрасте за 30 лет. Обучению в кадетском корпусе предшествует серьезный отбор. За обучение приходится платить: часть — родителям, часть— государству. Главная цель кадетского корпуса— воспитание гражданина. Его выпускники рассматриваются не только как резерв вооруженных сил, но еще и как политический, административный резерв. - Скажите, положа руку на сердце, а своего ребенка вы отдали бы на обучение в кадетское училище? - Разумеется, отдал бы. С учетом, конечно, и его собственного желания. | |