НОВОСТИ ФОНДА
17.09.2010
«Кадетские сборы в Сербии» - взгляд из Белой ЦерквиПредставительство ФСКК в Белграде посетил Борис Джурджев, в 2004-2008 гг. занимавший пост председателя скупщины общины Белая Церковь (градоначальника Белой Церкви). Фонд по праву считает его единомышленником и соратником в кадетских делах: он активно поддержал идею увековечения в Белой Церкви исторической памяти о русском кадетском корпусе и девичьем институте, находившихся в этом небольшом сербском городке в 20-30 гг. прошлого века; по его предложению местный парламент в 2006 г. принял решение о присуждении одной из центральных площадей города имени Русских кадет; благодаря его содействию в 2008 г. в Белой Церкви был успешно проведен Первый кадетский сбор, положивший начало Балканским проектам Фонда им. А.Йордана. Покинув административную должность, он сосредоточился на иновационных проектах в области энергетики, но не теряет связей с городом и регионом, по-прежнему интересуется кадетской темой. Борис Джурджев поздравил Фонд им. А.Йордана с успехом недавно закончившегося Третьего кадетского сбора "Сербия – 2010" и успешным осуществлением проекта "Кадетские сборы в Сербии" в целом. Он подчеркнул, что понимает, что основная цель проекта состоит в том, чтобы современные российские кадеты соприкоснулись с историей Зарубежной России, поклонились памяти тех русских кадет, которые в изгнании остались верны русской идее и русским традициям, приняли из рук здравствующих старших кадет символическую эстафету русского кадетского братства. Вместе с тем, по его мнению, значение проекта этим не исчерпывается. Важно, отметил он, что кадетские сборы, в которых участвуют воспитанники кадетских корпусов из различных регионов России, привлекли внимание сербской общественности к российской системе кадетского образования, ее стержню – воспитанию подрастающего поколения на традициях и ценностях, присущих России и восточно-христианской цивилизации. Не случайно, по его словам, в кругах сербской общественности уже высказываются мнения о целесообразности открытия подобного учебного заведения и в Сербии. Важно, с его точки зрения, и то, что программа кадетских сборов составлена так, что ее участники имеют возможность общаться с сербскими сверстниками, знакомиться со страной, ее культурой и историей. По сути, она направлена на воспитание у российских кадет чувств симпатии и уважения к Сербии как стране, которая в трагические годы изгнания приютила тысячи русских детей. Разжмышляя о значении кадетского проекта, Борис Джурджев выделили еще один момент. Он считает, что его осушществление способствует реанимации некоторых сегментов сербского исторического сознания, связанных с русско-сербскими отношениями. Для пояснения своей мысли он поделился впечатлениями о том, как проект был принят (воспринят) в Белой Церкви. Первый сбор, по его словам, город встретил с сдержанным любопытством (кто такие российские кадеты, почему они приехали в наш город и проводят здесь свой сбор); второй – с одобрением (молодцы ребята: приехали, чтобы привести в порядок русские могилы на местном кладбище); третий сбор город уже встречал с сознанием своей (города) сопричастности к тем событиям, которые здесь происходили в 20-30 годах прошлого века, и которые оказались столь важными для посланцев из России, послужили поводом для их приезда в Белую Церковь (с возвращением вас в Alma mater, русские кадеты). Инерционность общественного мнения Борис Джурджев объяснил тем, что жители Белой Церкви еще до недавнего времени мало знали о "русском" прошлом своего города. После 1945 г. население в значительной степени изменилось. Старожили избегали говорить о живших здесь до войны "белых" русских, поскольку в новой Югославии тема русской эмиграции не афишировалась и даже замалчивалась. Оставшиеся в городе несколько русских семей также предпочитали не делиться воспоминаниями. Здания, в которых более 20 лет находились русский кадетский корпус и девичьий институт, стали казармой и домом офицеров югославской армии, что стерло память о корпусе и девичьем институте, учившихся в нем русских кадетах и институтках. Русские следы сохранились разве что в фондах местного архива, музея и городской библиотеки. По словам Бориса Джурджева, возвращение "русской" темы в общественное сознание началось с открытия площади Русских кадет, но решающий импульс процесс получил в результате проведения кадетских сборов. Каждый из них становился уроком истории для жителей города. Они постепенно узнавали о роли Белой Церкви в жизни русской эмиграции, о том, что имя их города упоминается в книгах и учебниках по истории России в ХХ веке, что в различных уголках мира тысячи русских людей сербский городок Белую Церковь считали и считают родным и близким. Говоря об этом, Борис Джурджев заметил, что он, его коллеги и друзья по-настоящему поняли, что значит для для русских Белая Церковь, когда на открытии Первого кадетского сбора в выступлении Ольги Барковец, Генерального директора Фонда имени А.Йордана, услышали следующие слова: "Белая Церковь - это место, где русских детей вдали от России учили быть и оставаться русскими". Открыв "русскую" страницу в своей истории, город, по словам собеседника, кадетские сборы уже воспринимает как возвращение "своих" русских кадет. Третий кадетский сбор это в полной степени подтвердил. В завершение визита Борис Джурджев затронул тему, напрямую не связанную с проектом "Кадетские сборы в Сербии", но вызвавшую к себе интерес именно в связи с его осуществлением. Речь идет о русском языке и его преподавании в учебных заведениях Белой Церкви и ее окрестностей. По его мнению, сегодня необходимы совместные усилия для сохранения позиций русского языка, повышения эффективности его преподавания. Существенной помощью в этом деле явилось бы, по его словам, открытие на базе одной из школ города кабинета русского языка, который был бы снабжен современной учебной и методической литературой, материально-техническая база которого позволяла бы использовать в учебном процессе современные технологии. В перспективе такой кабинет мог бы стать образовательным центром для всего региона. Свои размышления о русском языке Борис Джурджев закончил на оптимистической ноте: "Мы добьемся, чтобы в Белой Церкви сербские сверстники общались с участниками будущих кадетских сборов на русском языке" Белград, | |