НОВОСТИ ФОНДА: 2011 год
05.05.2011
Репортаж о Всероссийском Форуме директоров кадетских образовательных учреждений в ВологдеС 26 по 29 апреля 2011 года в городе Вологде прошел Всероссийский Форум директоров кадетских образовательных учреждений с участием зарубежных делегаций. Организаторами Форума стали департамент образования администрации Вологодской области, «Вологодский институт развития образования», ГОУ «Вологодская областная кадетская школа-интернат» и Благотворительный Фонд содействия кадетским корпусам России имени Алексея Йордана. Зарубежных кадет представляли педагоги из братской Республики Беларусь под руководством подполковника Виктора Николаевича Пензы из кадетских классов СШ № 19 г. Слонима. Вологда, которую местные жители с любовью именуют «северной столицей России», встретила участников Форума чистым небом, теплом и почти летним ярким солнцем. Блистал архитектурным великолепием и знаменитый здешний Кремль, в главном соборе которого еще Иван Грозный всерьез подумывал сделать именно Вологду столицей русского государства. Но не довелось – кусок плинфы, упавший на голову государя со свода строящегося собора, показался ему тревожным знаком. И умчался Грозный назад, в Москву, где и правил затем... Но это совсем другая история. Вот в этом славном вологодском Кремле состоялось открытие Форума. От областной администрации участников приветствовала начальник департамента образования Елена Рябова. И, хотя она в данном случае была лицом вполне официальным, однако, начала свое выступление совсем неформально и очень искренне. «Вологодская областная кадетская школа-интернат – это, действительно, изюминка в нашей областной системе образования», - призналась Елена Олеговна. Такие слова дорогого стоят. Потому что в них и очевидное признание первенства кадетской модели образования и воспитания в системе общего образования в стране, и трепетное, заботливое отношение местных властей к юным кадетам и их педагогам. По многим свидетельствам, губернатор Вогодчины Вячеслав Евгеньевич Позгалев был инициатором создания в области кадетского корпуса, оказывает ему всяческую поддержку. И вологодские кадеты достойно несут знамя своего корпуса. Но не только приветствия и торжественные речи звучали на открытии Форума в Вологодском Кремле. Генеральный директор Фонда содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана Ольга Барковец постаралась сразу настроить собравшихся на творческую конструктивную работу, подчеркнув, что в данный момент решается очень многое в формировании и развитии кадетской модели образования. - В нынешнем году в стране готовится реформа образования, создается новая законодательная база, - сказала О.Барковец. – Каким образом впишется в этот новый формат кадетская модель, какое место займет она в общей системе? От этого во многом будет зависеть и развитие, и судьба современных кадетских корпусов. Поэтому от всего кадетского сообщества сегодня требуется ясное представление о существующих на федеральном уровне проблемах и способах их решения, точное понимание перспектив развития кадетской модели. Программа нашего Фонда направлена на консолидацию кадетского образования в стране. Мы должны здесь с вами договориться о том, ЧТО от имени кадетского сообщества предложим Министерству образования и науки для реформы образования. Нужны решительные шаги. Вы, кадетские педагоги и воспитатели - уникальные специалисты, практики. Никто лучше вас не стравится с этой задачей. Именно от нас с вами сейчас зависит будущее кадетского образования в России... Директора кадетских корпусов отреагировали на эти слова заинтересованно и эмоционально. Поскольку для большинства было очевидно, что перемены, позитивные преобразования в кадетском образовании назрели давно, и связаны они должны быть, прежде всего, с изменением отношения к кадетским корпусам в федеральном центре. То есть, не только в одном министерстве, возглавляемым Андреем Фурсенко. Дальнейшее общение продолжилось уже в небольшом городке Сокол Вологодской области, где и обосновалась Вологодская областная кадетская школа-интернат. Сокол, как и многие другие населенные пункты, попавшие в категорию так называемых моногородов, нуждается сейчас в солидных бюджетных дотациях. Пока его уровень развития и внешний облик, если судить «по гамбургскому счету» века 21-го, оставляет желать лучшего. Однако именно территория кадетского корпуса и здесь выглядит неким оазисом, выделяясь не только современными архитектурными формами, строгостью порядка, чистотой и ухоженностью. Участников Форума встречал почетный караул воспитанников, одетых в кадетскую форму «с иголочки». И был их строй столь великолепен, что педагоги со всей России, немало повидавшие на своем веку, шли мимо этих вологодских мальчишек, с трудом скрывая уважение и восхищение. Гостей приветствовала заместитель главы администрации города Ирина Соколова. Ее слова, на удивление, тоже оказались совсем неофициальными и очень простыми: «Кадетский корпус – это гордость нашего города. И еще наша гордость – директор корпуса, Андрей Андреевич Бадин». Очень трогательно и тоже очень искренне. Вероятно, директору корпуса нужно было вложить в свое дело очень много души и труда, чтобы заслужить столь лаконичные и исчерпывающие характеристики от городского начальства. Сам же Андрей Бадин, представляя программу развития ГОУ «Вологодская областная кадетская школа-интернат», был весьма конкретен. - «Вологодская областная кадетская школа-интернат» – это современное, привлекательное для детей и родителей общеобразовательное учреждение, применяющее на практике принципы воспитания, основанные на высоком гражданском долге, патриотизме, православных традициях и заповедях. Это школа, готовящая будущее поколение профессиональных работников для всех сфер деятельности государства, в первую очередь, для его Вооруженных Сил. Миссия ГОУ «Вологодская областная кадетская школа-интернат» состоит в том, чтобы способствовать формированию интеллектуальной элиты общества, становлению саморазвивающейся, социально зрелой личности, обладающей государственным мышлением и осознанной дисциплиной, способной к достижению успехов в карьере и личной жизни... ГОУ "Вологодская областная кадетская школа-интернат". Программа развития на 2008-2012 г. Андрей Андреевич перед тем, как стать директором кадетского корпуса, долго работал учителем математики, поэтому жесткая логика в изложении концепций ему должна быть свойственна, что называется, «по определению». Однако в процессе общения с участниками Форума Андрей Бадин показал себя и с иной стороны: очень веселым, доброжелательным и остроумным человеком, который сразу завоевывает симпатии собеседника. Похоже, эти и иные педагогические качества помогают директору успешно справляться со своей миссией – воспитывать из вологодских мальчишек достойных интересных людей. Со многими юными кадетами участники Форума познакомились в ходе экскурсии по кабинетам дополнительного образования. Побывали на заседании «Академии занимательных наук», где мальчишки показывали фокусы, основанные на знании химии и физики; включились в работу научного общества кадет «Патриот»; прогулялись по зимнему саду, в котором воспитанники корпуса ухаживают за экзотическими растениями; посетили класс для занятий по подготовке водителей категории «A» и «B»; посмотрели, как ребята в свободное от уроков время занимаются боксом и вольной борьбой. Затем на улице, на специальной «туристской тропе» кадеты из объединения «Турист» продемонстрировали навыки преодоления сложных препятствий, а представители объединения «Юный пожарный» ловко управлялись со штурмовыми лестницами, взлетая на этажи «горящего дома». Приятно удивляло, что большинство мальчишек умудряются успешно совмещать почти научную деятельность с освоением скалолазания, навыки оказания первой медицинской помощи - с увлечением краеведческой и исследовательской работой в музее корпуса. Подпрограмма «Родитель – ученик - педагог» Особым откровением стал второй день Форума. В 14.00 на корпусном плацу прошел торжественный парад кадет. После построения и выноса знамени корпуса прошли показательные выступления по строевой подготовке, потом был смотр строя и песни, а затем – прохождение всех взводов торжественным маршем. Старались все кадеты вместе со своими офицерами-воспитателями. Но особое впечатление на собравшихся произвели мальчишки-пятиклассники – в их шаге было нечто такое, звонкое, единое и вдохновенное, что невольно хотелось воскликнуть «Браво!». На плацу такие возгласы не приняты, но они прозвучали часом позже в Информационно-культурном центре ДК «Сухонский». Где те же мальчишки, успев сменить парадную форму, показали себя великолепными артистами – танцорами, чтецами, вокалистами... Петра I, основателя первого кадетского корпуса России, поэт называл «И академик, и герой, и мореплаватель, и плотник...» Сегодняшние кадеты знают и науки, и спорт, и искусство, и военное дело. И, наверняка, могли бы стать героями. Хотя лучше бы наша окружающая действительность не вынуждала их на подвиги и геройство... Участников Форума удивило даже не то, ЧТО знают и умеют вологодские кадеты, а то, КАК они общаются со своими сверстниками, с педагогами и приехавшими к ним в гости взрослыми людьми. Не было заметно никакой юношеской робости и смущения, мальчишки говорили, рассказывали о своей учебе и жизни свободно, умнО, вполне литературным русским языком, который нынче услышишь далеко не во всякой элитной столичной школе. По мнению вдумчивых педагогов, именно то, КАК говорит ребенок, в значительной степени характеризует его развитие. Это невозможно специально «отрежиссировать» к каким-то торжественным мероприятиям. Это – результат кропотливого труда учителей и воспитателей, который высоко оценили многие участники Форума. В заключительный день Форума состоялись «Круглые столы» по темам «Исследовательская деятельность как средство развития талантливых детей» и «Духовно-нравственное образование детей и молодежи: опыт реализации программы «Исток» и курса ОРКСЭ». Разговор шел вдумчивый и основательный, у каждого педагога оказалось достаточно и острых вопросов для дискуссии, и позитивного опыта, которым хотелось поделиться. Дискуссия продолжилась на заключительном заседании Форума, где обсуждалась итоговая Резолюция. В течение трех дней обмен мнениями был столь активным, что проект документа пришлось серьезно корректировать – поправок и дополнений набралось много.
... Гостеприимная Вологда провожала директоров и педагогов кадетских корпусов все той же солнечной погодой. Впечатления у большинства были самые позитивные: многое увидели и узнали, можно будет воспроизвести, внедрить и в своих учебных заведениях. А кое-кто уже размышлял, что нового сможет рассказать коллегам, какими новациями поделится на таком же Форуме в году 2012-м, в Калининграде. Где гостей будет принимать Калининградская кадетская школа-интернат «Андрея Первозванного морской кадетский корпус». | |