НОВОСТИ ФОНДА: 2005 год

08.07.2005  

«Души исполненный полет…»

Балтийская чайка летела над морем. Как раз недалеко от того места , где воды Невы сливаются с веселой зыбью Финского залива. Летний день медленно двигался к завершению, но балтийское солнце еще не скоро собиралось вздремнуть на полчасика, чтобы затем снова дарить золотой свет дворцам и соборам великого города. От земли поднималось тепло, которое толкало все выше и выше, плавными волнами переливаясь под крыльями. Чайка лениво расправила крылья и нежилась в ласкающих перья потоках воздуха.

Вдруг она даже вздрогнула и часто, часто замахала крыльями, чтобы придти в себя и стряхнуть этот сон. Прямо под ней оказалась группа белоснежных облаков, и она подумала, что перестаралась и воспарила слишком высоко. Но что-то тревожило её , какие – то видения проносились в её памяти и не давали покоя. Она спустилась ниже и увидела рядом с облаками черные точки, которые быстро- быстро двигались. Она поняла и вспомнила все. Память поколений и накопленный ими опыт жизни дал о себе знать. Жаль, что эта память не всегда присуща людям.

В открытое море выходил красавец-корабль, который нес на своих четырех мачтах белоснежный строй парусов. Это был последний из тех кораблей, о которых рассказывала её бабушка. Люди называли их винджаммер - " выжимающий ветер". Когда - то в начале позапрошлого века её пра-пра-пра – бабка совершила путешествие с одним из них, под названием бриг "Феникс".

Она присела на рею и увидела на палубе корабля строй молодых людей в красивых морских мундирах, к которым офицер, стоящий перед строем обращался: "Гардемарины!".

Это знают и помнят даже балтийские чайки, но из нас, из людей, мало кто помнит и знает, что одним из этих блестящих гардемарин был Владимир Даль, а другим – Павел Нахимов. Оба – будущая слава и гордость России. Тот и другой закончили Морской кадетский корпус, тот и другой учились у одних и тех же преподавателей, но обучение в Корпусе было поставлено так, чтобы дать глубокие и обширные знания и раскрыть способности каждого кадета.

К сожалению, в настоящее время образование в целом и кадетское образование, в частности, взяло другой курс. С каждым годом оно все раньше и раньше, больше и больше, разводит детей по отдельным коридорам в так называемые "специальные" классы. Все раньше и раньше, больше и больше насильно забирает в узкие берега живой поток детской любознательности. Объясняют это тем, что детей стараются оградить от перегрузок, от "лишней" информации, но ведь известно, что человек использует свой мозг лишь на 24 %!!! Значит дело не в объеме информации, а в том, как её получают дети! Мы выращиваем полуроботов-функционалов, которыми легче управлять? Или мы выращиваем Личность во благо Родины? Особые вопросы здесь возникают, как нам представляется, в кадетском образовании.

Кадетские корпуса находятся, по сравнению, с обычными школами, на более обширном государственном обеспечении. Начиная с формы и заканчивая организацией сборов и специальных смен в летних лагерях. Но этого недостаточно и даже в кадетских корпусах программы вынуждены составлять таким образом, что исключаются такие необходимые и развивающие ум и личность предметы, как черчение, труд, музыка, изобразительное искусство.

При сложившейся практике и в поддержание традиций именно российской 300-летней кадетской школы, Фонд содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана начал проведение с 2005 года ежегодных конкурсов художественного творчества кадет и воспитанников кадетских заведений. Мы надеемся, что Фонду удастся оказать помощь кадетским корпусам в решении указанных выше проблем.

Как сказано в "Положении …" о конкурсе, задачами конкурса является:

- Гармоничное развитие личности кадета "для служения России на военном и гражданском поприще", в духе лучших традиций кадетского воспитания и образования.
- Поддержка наиболее талантливых кадет и преподавателей.
- Стимулирование проведения непрерывной работы по изучению кадетами русской культуры и истории.

Для чего был устроен конкурс в этом году? Посвященный 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, он ставил своей задачей языком творчества помочь кадетам задуматься, понять и прочувствовать, что такое война, затрагивающая все сферы жизни человека, избавление от какой страшной участи для всего человечества, принес День Победы.

Конкурс в этом году проводился в Москве в два этапа: конкурс учебного заведения и городской конкурс. Участвовать в конкурсе мог каждый кадет , достаточно было представить на первом этапе выполненный домашний рисунок на заданную заранее тему. В городском этапе принимали участие те кадеты, чьи работы оказались победителями в своем учебном заведении.

Во время конкурса учебного заведения проводилось три трехчасовых мастер-класса на установленные темы. Причем все качественные расходные материалы: бумага, краски, кисти, - предоставлялись фондом на каждый мастер-класс.

Один мастер-класс проходил в номинации "Натюрморт", который был составлен из музейных экспонатов периода Великой Отечественной войны.

Ставились задачи:

Проводить визуализацию, т.е. выбирать из всего многообразия предметов сочетание, наиболее полно отражающее творческий замысел юного художника и располагать их на листе, учитывая законы композиции.
Научить чувствовать цвет и получать любые цвета путем смешивания трех основных цветов.
Научить подчеркивать форму и материал предметов с помощью художественных приемов.
Необходимо отметить, что первый – же мастер класс показал, к сожалению, практически полное отсутствие каких либо навыков художественной "школы" у кадет, идущее еще с начальной школы. Исключение, пожалуй, составляют кадеты 1-го Московского кадетского корпуса, где такая работа ведется уже несколько лет и введена в систему. Кадеты этого корпуса практически все обладают основами знаний в этой области.

Мастер-класс в номинации " Слава предков" проводился по теме " И один в поле воин! ". Ставились задачи:

Объяснить кадетам, что успех каждого сражения, как и войны в целом, зависит от того, насколько хорошо каждый воин делает свое дело на своем месте в сражении.
Изобразить один эпизод из военного противостояния в ходе сражения так, чтобы он отражал напряженность боевого момента.
Наиболее точно изобразить образцы вооружения и военной техники, используемые в создании художественного образа.
Этот мастер-класс позволил выполнить динамичные многоцветные работы. Следует отметить, однако, что, несмотря на пояснения преподавателя, в некоторых работах на поле боя все равно встречались параболические антенны, вертолеты и современные реактивные самолеты.

Самым сложным оказался, как и следовало ожидать, третий мастер класс, проведенный в номинации "Души исполненный полет" по теме "Следы минувшей войны".

Ставилась творческая задача с помощью художественных образов показать победу жизни над войной, что заставляет кадет провести большую внутреннюю душевную работу, чтобы создать художественный образ. Это уже " создание образов ниоткуда" , т.е. творчество в чистом виде. В течение не менее 1 часа шел поиск замысла и композиции картины, а по окончании этого сложного этапа возросшее мастерство юных художников представило, пожалуй, наиболее интересные работы.

Следует отметить, что в проведении внутреннего конкурса, как в зеркале, отразились особенности и стиль проведения работы с кадетами кадетского учебного заведения. В Первом Московском кадетском корпусе и в Навигацкой школе к началу мастер–класса кадеты уже находились у кабинета, вооруженные, как и было объявлено заранее, простым карандашом и ластиком. В других кадетских корпусах кадеты приходили "невооруженными". А один кадетский корпус пришлось даже снять с проведения конкурса, т. к. кадеты, в основном, приходили на мастер-класс, без домашней работы или с работой, неаккуратно выдранной из школьной тетради и нарисованной за 5 минут простым карандашом. На вопрос к большим группам кадет, которые подходили на мастер-класс за час до его окончания, куда и для чего они пришли и не ошиблись ли они кабинетом, кадеты отвечали, что они не знают. Им сказали придти в такой-то кабинет, а для чего – не сказали . И в этой ситуации виноваты–то не дети , а равнодушные взрослые, работающие в корпусе.

Дети - удивительно талантливый народ. Практически на каждом мастер классе, в каждом корпусе происходили маленькие открытия, создавались интересные и неожиданные работы. Насколько многообразна и самобытна наша страна и народы, живущие в ней, настолько и многообразны и самобытны работы кадет, родившихся и проведших свое раннее детство в самых разных уголках нашей Родины. Это и сочный яркий колорит работ Мамикона Саакяна (1-й Московский кадетский корпус), Гурама Мачарашвили (Морские кадетские классы), и многообразие цветовых оттенков Николая Вторушина (Навигацкая школа), радостное и неожиданное восприятие мира Григория Сидорова (Преображенский кадетский корпус).

Мы сделали и для себя открытие: такие конкурсы кадетам очень нужны. Они не только развивают, но и позволяют снять накопившееся психологическое напряжение. Дети после 3-х часовой работы на мастер-классе уходили с раскрасневшимися щеками и сияющими глазами и готовы были уже на следующий день вновь рисовать и общаться.

Достойным завершением городского этапа конкурса явилось вручение наград победителям в Студии военных художников им. А.Грекова. Экскурсовод рассказывал кадетам о шедеврах современной живописи, а с верхней галереи на юных художников смотрели самые настоящие маститые художники – грековцы. А затем были отобраны 20 лучших работ кадет, которые 24 июня отправились в кругосветное путешествие на барке "Крузенштерн", корабле , "выжимающем ветер".

Санта-Крус, Монтевидео, Вальпараисо, Гонолулу, Сидней, Кейптаун … какой музыкой для моряка звучат названия этих портов! Через весь земной шар пройдет эта кадетская выставка! Это уникальное явление Кадеты в других странах обучаются как раз только в "специальных" классах, но они не делают таких выставок! Кругосветное плавание барка "Крузенштерн" посвящено 60-летию Победы. Единственные солдаты, которые остановили фашизм и спасли мир, наши солдаты–победители, никогда не учились в " специальных" классах.

Балтийская чайка летела над морем… Наверное, в том и есть загадка русской души, что не может она без полета… Тем более чистая душа мальчишки, имеющего мужество в наше трудное время одеть погоны.

Г.В. Андронов


Новости кадетских корпусов

Новости Фонда

Анонсы

Новости конкурса "Добро творим вместе"