НОВОСТИ ФОНДА
27.04.2007
Эксклюзивное интервью В.Л.Манилова для редакции журнала «Российская кадетская перекличка»Советник Председателя Совета Федерации ФС РФ, председатель "Российского кадетского братства" В.Л. Манилов дал эксклюзивное интервью для редакции журнала "Российская кадетская перекличка". С тех пор, как было объявлено о формировании Попечительского совета кадетских корпусов России, прошло немало времени. В какой стадии находится сегодня этот проект? Когда предполагается оформить его официально? В настоящее время завершается работа по формированию персонального состава федерального Попечительского Совета (ФПС) и подготовке проектов его учредительных документов. По замыслу и в соответствии с действующим законодательством ФПС будет автономной некоммерческой организацией со статусом юридического лица. Его учредителями выступят люди, заинтересованные в становлении и развитии системы кадетского воспитания и образования в России, консолидации и эффективной реализации сил, средств и ресурсов государства, общества и граждан на важнейшем, я бы сказал, стратегическом направлении социального и духовного прогресса - формировании профессионально подготовленных, обладающих высокими нравственными качествами, преданного России подрастающего поколения. Надеюсь, в течение ближайшего месяца подготовительная работа будет закончена. Ее результаты рассмотрит и утвердит Шеф-Попечитель кадетских корпусов России С.М.Миронов. Процедура утверждения и регистрации учредительных документов пройдет в предусмотренном законом порядке. Какие цели и задачи проставлены перед Попечительским советом? Какие механизмы (законотворческие, организационные, финансовые и пр.) предполагается использовать в его деятельности? Прагматическая, и вполне конкретная цель ФПС — организация и осуществление содействия развитию кадетского воспитания и образования в нашей стране. Достижению этой цели подчинено решение системы задач. В их числе — содействие правовому, научно-методическому и материально-техническому обеспечению функционирования и развития кадетских корпусов. Это — наиболее емкая, базовая задача, решение которой позволит не только укрепить фундамент кадетского воспитания и образования, но и интегрировать его в общегосударственную систему в качестве равноправного компонента. Не менее важная и, как мы отчетливо понимаем, не менее сложная задача — привлечение интеллектуального, культурного, информационного, административного и финансового ресурсов для эффективного развитии и совершенствования системы кадетского воспитания и образования. Эта задача будет решаться, естественно, в контексте реализации национальных проектов, государственных программ в сфере образования, воспитания, культуры. И, конечно, в органической взаимосвязи с лучшими отечественными традициями, с освоением и усвоением молодежью первоосновы жизни — системы нравственных ценностей, на которой заждутся слава и гордость многотрудной тысячелетней истории России. И в которой, к слову сказать, кроются главные истоки благоденствия, процветания и укрепления могущества нашей страны, ее достойное будущее. С первыми двумя тесно связана третья задача — содействие соединению, взаимопроникновению, благотворному взаимодействию двух ветвей кадетства, имеющих общую родовую природу. Это, с одной стороны, собственно кадетские корпуса, их воспитанники — суворовцы, нахимовцы, кадеты, а с другой - кадетское движение, организованное в общественные объединения, в которые входят все поколения выпускников суворовских военных, нахимовского военно-морского училищ, специальных средних авиационных и артиллерийских школ, подготовительных училищ. Решение этой задачи воспроизводит, быть может, самое главное, самое дорогое в нашей жизни и жизни страны - единство поколений, их преемственность, их ответственность как за прошлое, так и за будущее. Для решения этих и других задач предполагается использовать разнообразные механизмы. Прежде всего — законотворческие, законодательные. И в федеральном Попечительском Совете, и в попечительских советах федеральных округов, субъектов Федерации, кадетских образовательных учреждений, система которых будет постепенно развернута, и в кадетских общественных объединениях будут сосредоточены значительные силы — сенаторы, депутаты разных уровней, юристы, специалисты в области образования, воспитания, культуры, спорта. Этот потенциал будет целенаправлен на разработку законодательных предложений и инициатив, на подготовку проектов федеральных законов и законов субъектов Федерации, которые призваны создать нормативную правовую базу стратегии формирования будущего нашей страны. А, в конечном счете, целостное плодотворное правовое поле, на котором кадетское воспитание и образование даст богатый, стабильный, чрезвычайно важный и нужный Родине урожай — новые и новые поколения достойных, деятельных, социально активных Граждан и Патриотов. Очевидно, что необходимые предпосылки для такого урожая -законодательное регулирование места и роли кадетского воспитания и образования в общей образовательной системе государства, определение госстандартов такого образования, параметров госзаказа на выпускников, бюджетного финансирования, создания и развития современной учебной материально-технической базы, статуса и системы подготовки-переподготовки кадров преподавателей и воспитателей, в том числе офицеров, для суворовских военных, нахимовского военно-морского училищ, кадетских школ-интернатов и школ. Организационные механизмы предполагают системное включение в практическое решение задач кадетского воспитания и образования представителей органов исполнительной власти в центре и на местах. Прежде всего тех, кто войдет в состав попечительских советов различных уровней. Свою роль в этом плане должны сыграть всероссийские, региональные и местные конференции, семинары, рабочие встречи представителей государства и общества, участвующих в организации, осуществлении и развитии кадетского воспитания и образования. Немаловажное значение будет иметь, на мой взгляд, работа Совета директоров кадетских корпусов России, который планируется создать при ФПС. Его основная функция — координация деятельности руководства кадетских корпусов, обобщение, распространение и содействие реализации передового опыта организации кадетского воспитания и образования. Ну и, конечно, принципиально важно организовать эффективное взаимодействие и сотрудничество ФПС со структурами, которые давно и плодотворно работают на ниве кадетского воспитания и образования. Например, с Фондом содействия кадетским корпусам им.А.Б.Йордана, на счету которого немало действительно добрых, значимых, практических дел, направленных на поддержку и развитие кадетского воспитания и образования. Что касается финансовых механизмов, то здесь не предполагается "изобретать велосипед". Сейчас рассматриваются возможности вариантов практической организации работы в этой сфере с учетом существующей практики. Может быть, будет выбран стандартный формат структуры при ФПС, способной профессионально, прозрачно и ответственно организовать поступление, накопление, рациональное использование, эффективное использование и контроль расходования финансовых, в том числе благотворительных средств. Короче говоря, в деятельности ФПС предполагается использовать все возможные механизмы последовательной, системной и эффективной реализации многообразных задач, относящихся к компетенции системы попечительства. Как Попечительский совет будет взаимодействовать с органами федеральной и региональной власти? Разумеется, в рамках действующего законодательства. Как уже отмечалось, прежде всего, при опоре на непосредственных участников попечительских советов — представителей органов государственной и муниципальной власти. Кроме того, огромную роль должно сыграть четко налаженное практическое, повседневное взаимодействие рабочего органа ФПС — Исполнительной дирекции с соответствующими департаментами, управлениями, отделами и чиновниками этих самых органов. База для продуктивного взаимодействия — общность целей и задач государства и общества в такой жизненно важной сфере, какой является воспитание и образование подрастающих поколений. А технология успешного решения проблем, существующих в этой сфере, заключается в ясной, твердой, обоснованной и реалистичной постановке таких проблем, внесении конкретных, конструктивных, ни в коем случае не иждивенческих и не конъюнктурных, предложений по их решению. Кого предполагается включить в состав Попечительского совета? В какой форме эти люди будут участвовать в работе совета? Состав ФПС рассмотрен и принципиально одобрен Шефом-Попечителем кадетских корпусов. Он будет состоять из 33-35 членов ФПС. В их числе - члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители Администрации Президента России, Аппарата Правительства России, Минобороны, Минобрнауки, других министерств и ведомств, руководства Федеральных округов и субъектов Федерации, общественных организаций, бизнеса, культуры, конфессий, зарубежных кадет. В структуре ФПС предусматривается Президиум в составе 9-11 человек. В него по должности входят Шеф-Попечитель кадетских корпусов — Председатель ФПС; председатель Центрального совета Общероссийской общественной организации "Кадетское братство"; председатель Совета директоров кадетских корпусов; руководитель Фонда содействия кадетским корпусам; директор Исполнительной дирекции ФПС — Секретарь ФПС; представитель Минобороны РФ; представитель Минобрнауки РФ и, возможно, другие представители. Совершенно ясно, что все члены ФПС работают на общественных началах. Основные формы такой работы — непосредственное участие в заседаниях ФПС, подготовке и обсуждении вопросов, принятии решений, организация выполнениях этих решений, а также поручений Шефа-Попечителя — Председателя ФПС. Что, на Ваш взгляд, предстоит сделать совету в первую очередь? Какова наиболее актуальная на сегодня проблема в развитии системы кадетского образования и воспитания, которой следует заняться прежде всего? Прежде всего, следует заняться разработкой законопроекта, конституирующего кадетское воспитание и образование в России. И, одновременно, мобилизацией и консолидацией сил, призванных обеспечить принятие этого проекта и его успешную реализацию. Для информации: Манилов Валерий Леонидович. Российский государственный и военный деятель, генерал-полковник. Родился в 1939 г. Окончил Днепропетровскую спецшколу ВВС (1955), Одесское общевойсковое командное училище (1962), Военно-политическую академию имени В.И.Ленина (1976), Академию Генерального штаба (1985). Служил в Южной группе войск (Венгрия), затем в Забайкальском военном округе. В 1972 – заместитель редактора газеты "Красная Звезда". С 1978 – в Управлении информации Министерства обороны СССР, с 1987 – начальник этого Управления. В 1992 – начальник Управления информации Объединенных Вооруженных сил СНГ. В 1993-1996 – заместитель секретаря Совета безопасности РФ. В 1996 – заместитель начальника Генерального штаба ВС РФ. В 2001 – член Совета Федерации ФС РФ. В настоящее время – советник Председателя Совета Федерации ФС РФ. | |