ПРЕССА о НАС

С МЛАДЫХ НОГТЕЙ.
КАДЕТСКИЕ КОРПУСА ВОЗВРАЩАЮТСЯ В СОВРЕМЕННУЮ ЖИЗНЬ

"Деловой вторник ", приложение к газете Труд, 10 октября 2006 г.

Беседовала Елена ИВАНОВА

О непривычной системе образования в России размышляет Ольга Барковец, генеральный директор Фонда содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана.

Кадетские корпуса сейчас все-таки экзотика, чья-то прихоть или. явление? Нужна ли нам "военная косточка" с младых ногтей и насколько востребована такая элита?

Действительно, элита. Когда наш фонд впервые собрал в прошлом году общероссийскую статистику, сами поразились - 92 процента выпускников поступает в высшие учебные заведения, почти поровну в военные и гражданские. Убедительный аргумент в пользу кадетского образования. Его цель не только в подготовке к военной службе. Главное, воспитать полноценных, государственно-мыслящих с лидерскими устремлениями граждан для служения России. На любом поприще. Сейчас в России официально 69 общеобразовательных школ и школ-интернатов с кадетским компонентом, на самом деле больше и почти втрое больше, чем в царской России. Основная масса корпусов в Министерстве образования (около 50 тысяч ребят), 10 - в Минобороны, по одному - в МВД, МЧС и Минюсте. А первые появились в 1992 году в Новочеркасске и Новосибирске. Тогда общественные, не государственные, а теперь старейшие и успешные. Речь, по сути, о военизированном воспитании. Семилетнее обучение мальчиков, начиная с 10 лет. Так было в императорской России, в русском зарубежье. Военная форма, офицеры-воспитатели, военизированный уклад.

Кадеты, безусловно, оазис, но куда девать армию беспризорников? После Гражданской войны причины понятны, а что сейчас?

Это парадоксальное явление. Официально беспризорников сегодня 166 тысяч, но цифру смело можно удвоить. Страшен не только размах, страшно, что мы не можем с этим справиться. Это уже третья волна. За ликвидацию первой после Гражданской войны взялись Дзержинский и ВЧК. Советское государство справилось достаточно быстро. Вспомним Макаренко. Но полувоенная-полутюремная система опиралась все-таки на педагогический опыт императорской России. Второй волной в разгар Великой Отечественной занялся лично Сталин. Немцы у Волги, а он в 1943-м издает Указ о создании сети военных суворовских училищ. Лучших офицеров брали воспитателями прямо с фронта. Тогда была воля государства, сейчас ее нет. На экономику все не свалишь. Время упущено, выросла прослойка криминальной молодежи и продолжает расти. Когда о беспризорниках заговорил президент страны, их отловили, рассовали по приютам, дали поручения МВД, а закончилось это ничем. Самый лучший милиционер не педагог. Главная причина - в падении института здоровой семьи. Нужна отдельная государственная программа уровня национального проекта и с таким же финансированием. Всем надо работать. Вернуть обществу сломленного, с нарушенной психикой ребенка - колоссальная проблема.

Среди кадет (именно так по сложившейся традиции следует произносить это слово в родительном падеже. - Ред.) есть беспризорники и детдомовцы? И как вы относитесь к идее министра образования Фурсенко о передаче функций детдомов патронажным семьям?

К министру Фурсенко у нас много вопросов по кадетским корпусам, но здесь он абсолютно прав. Детские дома выпускают социально неподготовленных, не умеющих входить в самостоятельную жизнь детей. 90 процентов попадает в криминальную среду. Не оправдавшую себя систему надо упразднять. За рубежом патронаж, усыновление очень распространено. У нас это надо ставить на ноги. Патронажные семьи при качественном законодательстве - возвращение к нравственным ценностям. Их надо строго контролировать, готовить кадры, но и помогать, если справляются, не нищенскими подачками в 500 рублей. Среди кадет беспризорников нет, а вот сирот прилично. В 2000 году наш фонд инициировал создание двух кадетских корпусов на базе московских домов-интернатов. Директор одного из них, Юрий Галанин, возглавив кадетский корпус, взял туда практически всех мальчишек-сирот. Довел до выпуска, проследил судьбу каждого. Все получили путевку в жизнь. Кто-то поступил в военные училища, кто-то - в гражданские вузы. Фантастические результаты. Пора понимать: в демократическом государстве и формы работы надо искать, находить и применять иные - методы Дзержинского и Сталина не пройдут.

Есть судьбы, которые близки лично вам и запомнились? Что это за дети?

Мой младший сын окончил кадетский корпус. Уже три года в МГУ на истфаке, но кадеты - самые близкие друзья. Их вообще что-то отличает. Как идут, по выправке другие, как себя ведут. Захожу в комнату сына, сразу встают. Воспитание заложено, работает и уже не поменяется. В их походах, увлечениях, простых мальчишеских отношениях я вижу как мать, не профессионал, любовь к Родине, отечественной истории. Никогда не скажут "в этой стране". У них внутренняя самодисциплина. В 10 лет она навязывается, а потом не понимают, как не убрать постель или кому-то нагрубить. Но главное, что вынес мой ребенок, чувство патриотизма. Для них это слово наполнено действительно высоким смыслом. Многое, конечно, зависит от офицеров-воспитателей, основной фигуры в этом процессе.

Если кадеты становятся прослойкой, образование образцом качества, вас привлекают к государственным программам?

Министр Иванов прислал приветствие в новый журнал, знает о нас, мы плотно работаем с Минобороны. Есть совместные программы. А вот с Минобразования, где основная масса кадетских корпусов, отношения не клеятся. Президент Путин в прошлом году на юбилее Шолохова в Ростовской области горячо поддержал кадетские корпуса как систему образования и воспитания молодого поколения, которую необходимо развивать. Хотелось бы от слов к делу, но министр Фурсенко президента не услышал. После "ельцинской эпохи" не утвержден и не принят ни один нормативный методический документ - ни-че-го! В начале года мы обратились к Дмитрию Медведеву, первому вице-премьеру, с предложением включить кадетское образование как успешную национально ориентированную модель в национальный проект по образованию. Письмо спустили к Фурсенко, тот в департамент молодежной политики... В общем, кончилось ничем. Нас не привлекают к государственным программам, пока звучат только декларации о сотрудничестве с бизнесом. Но мы и так делаем все, что в наших силах. И кадет по ведомствам не делим. Для фонда они все наши.

А отношения с сильными мира сего?

С регионами общий язык находим очень быстро. В Москве -12 кадетских корпусов, в Ростовской области - 6, и работа кипит. Хочу сказать доброе слово о Владимире Яковлеве, бывшем губернаторе Петербурга. Много помогал своим кадетам, знал каждого директора в лицо. О Никите Михалкове, члене нашего Попечительского совета. В прекрасных отношениях с А.Г. Хлопониным, губернатором Красноярского края. Там 7 корпусов, есть концепция; будет приниматься закон о кадетском образовании. Создавал систему Александр Лебедь, был у Бориса Йордана, и мы помогли ему финансами. А Хлопонин продолжил, хотя, казалось бы, генерал и успешный бизнесмен, совсем разные люди. Но мы не стремимся на глаза сильным мира, делаем свое дело. Восстанавливаем храмы, что-то покупаем для кадет, издаем учебники и книги, проводим сборы директоров кадетских корпусов, постепенно став неформальным кадетским центром. Разве это не государственная работа? В сентябре начинаем выпуск журнала "Российская кадетская перекличка". 11 октября в галерее Ильи Глазунова, внука кадета, открываем фотовыставку по результатам Всероссийского кадетского конкурса "Честь родного погона". Фантастическую. В жюри были лучшие фотографы России. Конечно, этим всем должно заниматься государство, к чему и призываем. Теперь надеемся на Сергея Миронова, председателя Совета Федерации, недавно ставшего Главным попечителем кадетских корпусов, суворовских и нахимовского училищ. При нем будет федеральный Попечительский совет. Международная ассоциация "Кадетское братство" и наш фонд были инициаторами идеи возрождения самого института попечительства, присущего прежней России. Мне повезло. Работа с кадетскими корпусами, с русской эмиграцией приносит удовольствие. А для Бориса Йордана, внука и сына кадета, это часть жизни. Кадетами мечтает увидеть и своих младших сыновей, Павлика и Петю.

(Материал подготовлен при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.)