ПРЕССА о НАС
Ольга Барковец: Благотворительность – это не игра, а серьезная работа…
"Россiя", №29 (981) 10-16 августа 2006 г.
Беседовал Александр Крылов. Фото: Игорь Харитонов/Россiя
Вам не приходилось ловить на себе взгляд маленького бродяги – одного из тех париев современного общества, которые обитают на вокзалах, роются в помойках, ночуют в коллекторах городских теплосетей; тех, для кого дешевый портвейн, аромат синтетического клея заменили домашние сладости и лимонад? В этом взгляде – страх, отчаяние и непримиримая ненависть маленького зверька, загнанного в угол. Детская беспризорность – позор современной России, следствие развала всей государственной системы охраны детства, последняя ступень страшной лестницы, ведущей в ад...
О том, как остановить падение в пропасть, что должно сделать государство, чтобы спасти жизни и души десятков тысяч своих юных граждан, какие вопросы способны решать благотворительные организации, размышляет известный историк-архивист, общественный деятель, генеральный директор Фонда содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана Ольга Барковец.
Официальная статистика утверждает, что ежегодно беспризорными становятся 90 тысяч маленьких россиян. Может быть, мой вопрос покажется наивным, но как вы объясняете сам факт существования детской беспризорности в государстве, претендующем войти в десятку самых развитых стран в мире?
Действительно, сегодня количество беспризорников, по официальным данным Министерства внутренних дел РФ, – 166 000 детей. На самом деле их гораздо больше. Каждый раз, сталкиваясь с этим социальным бедствием, испытываешь ужас, сострадание и тревогу! Мы сколько угодно можем стремиться попасть в Евросоюз, Всемирную организацию торговли, другие международные институты, но пока в России существует такое чудовищное явление, как детская беспризорность, нам трудно претендовать на звание цивилизованной страны. Конечно, не существует какой-то одной причины возникновения столь масштабной социальной катастрофы, каковой является беспризорность. В ее истоках лежат многие социальные факторы, снижение уровня жизни миллионов людей, падение моральных устоев в обществе, массовый распад семейных связей, алкоголизация населения, всплеск наркомании, криминальная революция начала девяностых годов… Думаю, в этой беде виноваты и горе-родители, зачавшие детей и бросившие их на улицу, и сотрудники государственных органов, формально относящиеся к этой проблеме… Можно сколько угодно обвинять советскую власть в тоталитаризме, пренебрежении к гражданским правам, но нельзя не признать, что свой государственный потенциал она в огромной степени реализовала для решения многих социальных программ. Вспомните, что уже через несколько лет после окончания Гражданской войны с тогдашней беспризорностью было покончено. А 1943 году Сталин отдельным указом создает систему суворовских военных училищ, в первую очередь для тех детей, кто потерял родителей. А мы уже пятнадцать лет живем в стране “развивающегося капитализма” и до сих пор практически ничего не можем сделать для эффективного решения этой проблемы.
Что, по вашему мнению, необходимо предпринять, чтобы эта проблема была решена?
Если попытаться коротко ответить на ваш вопрос, то в первую очередь должна быть воля государства покончить с подобным явлением. Все отлично знают, что необходимо лечить болезнь, а не ее симптомы. Поэтому необходимо выработать комплексную и очень конкретную правительственную программу борьбы с беспризорностью, назначить ответственных лиц за ее исполнение, с которых можно будет строго спросить. Должны быть поставлены четкие сроки реализации всех этапов, указано, какое ведомство ответственно за конкретные мероприятия. В подобной программе должны быть задействованы лучшие педагогические, воспитательные силы, необходимо привлечение медиков, психологов, юристов, сотрудников Министерства внутренних дел. Во-вторых, нужно вкладывать душу в свою работу, а не формально исполнять приказы. Многие беспризорники даже не знают, что такое семья. Они росли никому не нужные, выживали как могли, отучились верить взрослым, их сердца очерствели и озлобились. Поэтому работать с такими детьми очень сложно, здесь не обойтись традиционными воспитательными методами. Практически с каждым ребенком нужна индивидуальная работа и очень много терпения.
То есть вы полагаете, что борьба с детской беспризорностью – дело исключительно государственное?
Не хочется впадать в патетику, но не побоюсь сказать, что это дело каждого, кто желает жить в нормальном государстве, кто хочет, чтобы его дети и внуки жили в цивилизованной стране. Если мы сегодня не успеем решить проблему беспризорности, то уже завтра в стране вспыхнет новая криминальная революция, которая будет намного страшнее и опаснее той, что прокатилась в девяностые годы. К сожалению, почти пятнадцать лет, как государство практически устранилось от процесса воспитания детей. Ушли в прошлое пионерские организации с “зарницами” и летним отдыхом детей в лагерях; целенаправленно развалена вся система массового юношеского спорта с их “Золотой шайбой” и “Кожаным мячом”, не стало домов детского творчества, юношеских творческих объединений. Все это необходимо восстанавливать. Не думаю, впрочем, что необходимо все повторять в прежнем виде – надо искать какие-то новые формы. В известной степени свою лепту в решение задачи борьбы с беспризорностью вносят различные благотворительные фонды, общественные организации. Но их помощь чаще всего сводится к покупке одежды, телевизоров, компьютеров. Сейчас многие перестраивают работу, понимая, что нужно делать программы, которые работают на “излечение болезни”, а не рождают такие пороки, как иждивенчество и потребительство. В этом отношении, на мой взгляд, более применимыми к современным российским реалиям оказались кадетские корпуса. Сейчас в стране уже почти сто подобных учебно-воспитательных учреждений, и можно твердо говорить, что у нас уже сложилась полноценная система кадетского образования. Практически воссоздана апробированная многолетней историей система воспитания мальчиков, целью которой является их подготовка к служению своему Отечеству. Ведь главное – заложить в детскую душу сами понятия нравственности, долга и чести. Наш Фонд содействия кадетским корпусам также начинал с покупки сапог, кадетской формы, оборудования. На первых порах это было оправданно - нужно было помочь встать на ноги. При нашем участии несколько детских домов-интернатов в Москве и Ульяновской области были преобразованы в кадетские корпуса. Результат обнадеживает: дети-сироты получили путевки в жизнь, стали полноценными гражданами страны, многие из них пошли в военные вузы.
Некоторые журналисты утверждают, что армия неблагополучных подростков служит питательной средой не только для криминальных структур, но и является мощным фактором в руках определенных политических организаций, исповедующих откровенно фашистскую и националистическую идеологию. Однако, согласитесь, что скинхеды мало похожи на бездомных бродяг…
Согласна с вами… Мне подобный упрощенный подход к этой серьезной проблеме представляется неверным. Ведь беспризорники – это дети, у которых нет дома, дети улиц. Они, как правило, аполитичны. Для них важнее найти себе деньги на пропитание, алкоголь, наркотики. Чаще эти ребята становятся резервом для криминальных структур, они чаще попадают на скамью подсудимых. Что касается экстремистских молодежных организаций профашистского толка, то их основу составляет совершенно иная категория подростков - агрессивная, озлобленная и дезориентированная. Они особенно легко попадают под влияние фашистской и националистической идеологии. При этом такие ребята могут расти в благополучных в финансовом отношении семьях. Как показывают социальные исследования, те же скинхеды нередко оказываются сыновьями бизнесменов, предпринимателей и даже - педагогов. Так что далеко не все решают деньги и профессия родителей – гораздо важнее моральный, нравственный климат, отличающий нормальную семью от неблагополучной.
Тема благотворительности, милосердия возродилась в России вместе с перестройкой. В то время со страниц газет не сходили репортажи из домов престарелых, больниц, где работали добровольцы во главе с приходскими священниками. Тогдашние прорабы перестройки утверждали, что эра милосердия не за горами. Но вскоре вместо всеобщей гуманизации произошла криминализация нашего общества, тема благотворительности осталась как бы на обочине общественных интересов. Как обстоит дело в этом отношении сегодня?
Конечно, не обошлось без «болезни роста». Эпоха девяностых годов, когда под вывеской благотворительности подчас творились неблаговидные дела, негативно сказалась на восприятии обществом самой идеи благотворительности. Но, согласитесь, ведь и тогда было сделано много хорошего. Давайте вспомним, сколько людей оказывали финансовую помощь в возрождении храмов и монастырей, музеям, детским и инвалидным домам. Позволю напомнить известное выражение Владимира Ивановича Даля из «Толкового словаря живого великорусского языка»: «Милосердие – это любовь на деле»… Всего два-три поколения назад благотворительность, милосердие было делом простым и обычным и для крестьянина, и для преуспевающего купца, и для членов императорской фамилии. Все годы советской власти благотворительности как явления вообще не существовало. Вероятно, в какой-то степени это было оправдано: ведь все социальные проблемы плохо или хорошо, но решались официальными органами. Так что благотворительность, милосердие как идеология были просто вычеркнуты из нашей жизни. В последнем издании Большой советской энциклопедии такого понятия просто нет, а в предыдущем издании БСЭ, вышедшем в пятидесятых годах, благотворительность характеризовалась как «помощь, лицемерно оказываемая представителями господствующих классов»… Сегодня благотворительность в России определяется и регулируется государственным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который прямо говорит: «Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан или юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицами имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки». Замечу, что, согласно букве закона, поддержка политических партий, движений и кампаний, как и поддержка коммерческих структур, благотворительностью не считается. За последние годы у нас в стране уже сформировалось большое, работающее с серьезным менеджерским подходом благотворительное сообщество, в которое входят различные некоммерческие организации, фонды. Развивается корпоративная благотворительность. Существует даже своя профессиональная ассоциация «Форум доноров», задача которой - объединить усилия для выработки общих стандартов благотворительности, выстраивания отношений с государством, обмена опытом, проведения совместных акций. В Общественной палате РФ создана Комиссия по благотворительности и волонтерству. Там идет большая работа по подготовке предложений по изменению законодательства РФ в этой области. Нынешний год объявлен в России «Годом благотворительности». Так что сегодня благотворительность – не игра, а серьезная работа многих-многих людей.
Как «вписывается» в государственные программы социальной помощи детям работа Фонда содействия кадетским корпусам, который вы возглавляете?
Кадетские школы и школы-интернаты системы Министерства образования и науки, которые мы поддерживаем, помогают решать и часть общенациональных социальных задач. Для примера назову несколько показателей. Так, социальный состав воспитанников кадетских школ-интернатов выглядит примерно следующим образом: 28,5% - дети из неполных семей; 22,2% - дети из малообеспеченных и многодетных семей; 7,8% - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; 3,4% - дети военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей; 1,6% - дети из семей риска; 36,4% - дети из других категорий семей. Эффективность работы кадетских учебных заведений красноречиво подтверждается одним из самых высоких в сфере школьного образования процентом поступления в вузы страны – 92%, из них более половины идут в военные училища. Мы стараемся в первую очередь поддержать кадры офицеров-воспитателей, педагогов. Ведь в корпусе главная фигура – это офицер-воспитатель, который почти 24 часа в сутки находится с детьми. Конечно, на их плечах лежит огромная ответственность и нагрузка. Наш фонд ежегодные выплачивает лучшим воспитателям премии, чтобы материально поддержать их и выразить искреннюю признательность за их труд. Кроме того, некоторым корпусам мы помогаем оплатить летний отдых детей, подготовку к сборам. Не говорю уже о приобретении компьютеров, учебных классов, музыкальных инструментов, спортивного инвентаря, книг. Все это нужно для воспитания полноценной и разносторонней личности.
В чем заключается отличие современных кадетских корпусов от известных суворовских и нахимовских училищ?
В системе Министерства образования и науки РФ имеется два вида кадетских образовательных учреждений: кадетские школы и кадетские школы-интернаты. Как правило, там учатся дети с 10 до 17 лет. Таким образом, дети учатся семь лет. Не случайно учение начинается в 10 лет, когда у ребенка еще можно формировать характер, мировоззрение, лидерские качества. Он еще как пластилин, нужны только опытные руки воспитателей и педагогов. В кадетской школе, кадетской школе-интернате - военизированная система воспитания. Задача педагогов – воспитать мальчиков для гражданской и военной службы. Подобный курс обучения существовал в кадетских корпусах Российской империи и русского зарубежья после революции. В суворовских и нахимовских училищах Министерства обороны РФ учатся подростки с 15 до 17 лет. Главная задача этих учебно-воспитательных заведений максимально подготовить ребят к поступлению в военные училища, закалить их физически, воспитать в них «военную косточку».
Вы упомянули кадетские корпуса русского зарубежья. Расскажите немного о них…
Эти кадетские корпуса были созданы в 1920-е годы русскими офицерами, вынужденными после Гражданской войны покинуть Россию. Они хотели воспитать своих детей на традициях русской армии, дать им русское образование и воспитание. Такие корпуса были созданы в Югославии, Франции, Тунисе. Именно выпускники этих кадетских корпусов стояли у истоков возрождения кадетского образования в России. В начале 1990-х годов с этой идеей они приехали в Россию, познакомились здесь с выпускниками наших суворовских училищ и вместе стали претворять планы в жизнь. С годами общественная инициатива воплотилась в создание большой системы кадетского образования по всей стране. Хочу почтить память одного из основных организаторов кадетских корпусов в России, выпускника Первого русского великого князя Константина Константиновича кадетского корпуса Алексея Борисовича Йордана, который скончался четыре года назад. Он и его сын Борис Йордан создали наш благотворительный фонд, который работает уже почти семь лет. Я не знаю другого человека, который бы больше, чем Алексей Борисович, был так предан этой идее. Сейчас это имя знает практически каждый кадет.
В дореволюционных кадетских корпусах не только преподавался Закон Божий, но и все воспитание будущих офицеров строилось на принципах христианских добродетелей. Как сегодня складываются отношения офицеров-воспитателей, кадетов с представителями церкви?
В некоторых регионах, например в Ростовской и Воронежской областях, в кадетских корпусах преподается Закон Божий, есть свои корпусные часовни. В других кадетских учреждениях в курсе обучения предмет «Основы православия» или «Основы религии» изучается факультативно. Но главное, что все директора понимают: без духовного, нравственного воспитания невозможно говорить о полноценном воспитании. Патриарх Алексий II много внимания уделяет проблемам кадетского образования. Сейчас в Синодальном отделе по связям с Вооруженными силами есть сотрудник, который отвечает за работу с кадетскими корпусами. Недавно вместе с Общественной палатой РФ, Комиссией по духовному наследию провели всероссийскую конференцию «Слово и образ в отечественной культуре», в которой приняли участие директора всех кадетских корпусов.
Вы говорили о том, что 2006 год объявлен в России «Годом благотворительности». Что эти высокие слова означают на деле?
Речь идет о том, чтобы дать возможность гражданам России больше узнать о значении благотворительности для развития страны и улучшения жизни, о различных формах этой деятельности, дать возможность россиянам принять участие в практической благотворительной работе, чтобы каждый мог сделать что-нибудь полезное для людей, нуждающихся в помощи.
Наша справка Барковец Ольга Исхаковна. Родилась в Москве. Окончила Историко-архивный институт. С 1976 года работала в Центральном государственном архиве Октябрьской революции, ныне Государственный архив Российской Федерации. Прошла путь от младшего научного сотрудника до заместителя директора архива. С 1987 года – советник президента компании «Группа Спутник» по благотворительности и культуре, с 2003 года – генеральный директор Фонда содействия кадетским корпусам им. Алексея Йордана. Автор нескольких историко-публицистических книг, многих статей, создатель и ведущая ряда телевизионных передач по отечественной истории, организатор ряда художественно-документальных выставок по истории дома Романовых в России и за рубежом. Награждена государственными и общественными наградами. Замужем, имеет двоих сыновей.
|
|